Я сразу вспомнил Остапа Бендера. что было не фокусом. Фокусом было то, что не я один про него вспомнил. В сети десятки людей откликнулись почти мгновенно. потом пошли статьи в журналах и выступления на радио, и все сопоставляли речи о детях Дмитрия Анатольевича и Остапа Ибрагимовича. Вообще-то наш президент очень мало похож на Остапа Бендера. Даже в исполнении Андрея Миронова, придавшего ему много интеллигентности. Чего-чего, а вот одесской любви к жизни в Дмитрии Анатольевиче прискорбно мало. Но стоило ему с трибуны Федерального собрания начать говорить о детях вместо того, чего от него ждал и. как все сразу поняли — это Бендер.
Я процитирую Бендера. «Я не стану говорить вам о цели нашего собрания — она вам известна. Цель святая. Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем /.../ Маленькие дети, беспризорные дети, находятся без призора. Эти цветы улицы или, как выражаются пролетарии умственного трула. цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи. Мы /.../ должны им помочь. И мы /.../ им поможем.
Речь великого комбинатора вызвала среди слушателей различные чувства.
Полесов не понял своего нового друга — молодого гвардейца. «Какие дети? — подумал он. — Почему дети?» Ипполит Матвеевич даже и не старался ничего понять. /.../ Владелец «Быстроупака» был чрезвычайно доволен, «Краси во составлено. — решил он, — под таки м соусом и деньги дать можно. В случае удачи — почет! Не вышло — мое дело шестнадцатое. Помогал детям — и дело с концом» /.../ Кислярский был на седьмом небе. «Золотая голова», —думал он».
Речь невеликого комбинатора тоже вызвала среди слушателей различные чувства. Были некоторые, кто, как Полесов, вообще не поняли, при чем тут лети, но здесь особо следует выделить реакцию преемников господ Дяльева и Кислярского. Сейчас так получилось, что многие весьма выдающиеся люди, коммерсанты, негоцианты. промышленники и банкиры, очень бы хотели поспособствовать президенту Медведеву, но так. чтобы не задеть чувства Владимира Путина. Вариант «не вышло — мое дело шестнадцатое. Помогал детям» очень всем симпатичен. Медведев как бы и предлагал своим потенциальным сторонникам формулу безопасного сотрудничества.
Дети удобны еще и вот почему. Действие ради детей положительно маркировано независимо от содержания самого действия. Оно вне морали. Это редко что еше так удачно устроено. Все же если тебе приходится делать что-то ради Бога или ради светлого будущего, то тут в принципе возникает вопрос, разумно ли ради этого совершать очевидную гнусность. Но украсть денег, взять взятку или совершить, скажем, рейлерский захват ради благополучия детей — да кто же осудит? Да любая мать поймет и одобрит, и еще посочувствует, как тебе трудно это далось. Так что социальная база Медведева в связи с его идеей заботы о детях может быть шире, чем кажется на первый взгляд.
Но главное не прагматика. Главное то, что люди оказались готовы к восприятию такого типа сигнала. Ведь это довольно сложное иносказание. Это интертекст, рассчитанный па понимание принципов «чужого слова» в терминах Михаила Бахтина, принципов разделенного субъекта, когда слушатель должен не только услышать президента, не только вспомнить текст Ильфа и Петрова, но и одновременно осознать. что Медведев — не Остап Бендер, а лишь использует слова Остапа для передачи иного содержания. Потому что Остап вообще-то собирал деньги на стулья, и если понять президента прямо, то можно было подумать. что они вместе с Путиным пустились в рискованную авантюру, скажем, по поиску бриллиантов Галины Брежневой. Это сообщение могло бы внести смятение в умы подданных и подорвать стабильность.
Иные культуры тратят столетия на то. чтобы дойти до сложного цветения символов и аллегорий. А тут, вспомните, еше каких-то десять лет назад президент призывал уполномоченных лиц мочить террористов в сортире -ну то есть совсем простое прямое слово, разве что не матом. И па тебе — «несобственно прямая речь» полилась непосредствен но с трибуны Федерального собрания. Причем когда государство изъяснялось в том смысле, что пора мочить в сортире, культура в лице Леонида Парфенова выдавала фильм «Пушкин», выстроенный па сплошной игре п визуальные интертексты. Атеперьони поменялись местами - президент стал изъясняться тайными знаками, а Парфенов впал в неслыханную простоту и, разумеется. в ересь.
Если условно принять, что сложная культура — это прогресс по отношению к простой, то можно сказать, что мы достигли удивительного прогресса там, где совершенно не ждали — в сфере усложнения государственных семиотических практик. Это отчасти тревожно. Как говорил Декарт, «все, что мыслится, должно мыслиться ясно», а иносказательное высказывание — вещь туманная, и не совсем понятно, насколько сам говорящий понимает, куда он ведет. Строго говоря, так вообще ничего людям не объяснишь. Но с другой стороны. раз у ж нам хоть что-то удалось произвести. нельзя ли повнимательнее отнестись к этому достижению. чтобы понять, для чего бы оно могло пригодиться?
«Ежегодно в России дается взяток на сумму в 300 миллиардов долларов. Де-факто в России создана персональная система налогообложения, действующая в пользу чиновников и сотрудников силовых структур, включая ФСБ». Это дипломатическая переписка 2010 года, опубликованная сайтом Wikileaks. Основываясь на этом, американские дипломаты сомневаются в стаоиль-ности сложившегося режима. «Управление внутренними делами так дурно, что хуже быть не может. В Сенате, а равно в Коллегиях и в Губерниях совершается все по воле отдельных особ, через интриги и взятки. Дело самое справедливое без мзды не делается, так что стенает вся нация от бесконечных вымогательств и несправедливостей». Это дипломатическая переписка 1748 года, записка Карла фон Финкенштейна, прусского посланника при дворе Епизаветы Петровны. Из этого он тоже делал вывод о неминуемом скором крахе режима и лаже рекомендовал своему государю не прел-пршшмать никаких действий в течение ближайших двух лет. пока не сменится погрязший в коррупции председатель правительства (канцлер). Содержание, так сказать, процесса государственного управления не меняется из чего, кстати, беспристрастный наблюдатель должен сделать вывод, что крах режима совершенно не неминуем. Даже наоборот, мы не можем не отметить высокую степеньустойчивости режима взяточничества и казнокрадства. Но что решительно отличает современных дипломатов от их предшественников 250-летней давности — это уровень метафорического и аллегорического мышления.
Путина и Медведева американцы определяют как Бэтмена и Робина. То есть довольно жиденький аллегорический горизонт. Благожелательный — все же не Бивис и Бат-тхэд, — но жиденький. Фон Финкенштейн описывает Елизавету следующим образом: «Государыня сия блешет всеми достоинствами внешними; стан высокий и величавый, лицо приятное. грация во всей особе беспредельная; сразу ее от всех прочих дам при дворе отличают. Сладострастие всецело ею владеет; предается она ему вполне и без меры, и можно сказать поистине, что все достоинства ее. а равно и недостатки любви к наслаждениям подчиняются. Почитает она себя вправе чувственность свою услаждать способами самыми острыми и изысканными: трапезы в узком кругу, куда л ишь избранные особы обоих полов доступ имеют; речи самые сладострастные и распутные; вина рекой, а затем с любимейшим из фаворитов уединение — все идет в ход, дабы удовольствия Государыни разнообразить». «Общий отчет о русском дворе в 1748 году» — это холодное дипломатическое донесение. Но при этом характеристика является парафразом античных описаний императриц. Феодоры. Мессалины. Клеопатры. Семирамиды. Этосвое-го рода «Топос императрицы», восходящий к образу Иштар.
Бэтмена и Робина используют для донесений Обаме. Фон Финкенштейн пишет Фридриху II Великому, философу, музыканту, художнику. Демократические государства стремятся к простоте. Бэтмеп и Робин — это максимум, который они могут себе позволить, чтобы не потерять мысль. Иное дело Фридрих, строитель и даже автор дворца Сан-Суси. самого пышного рококо Европы. Тут уместна некоторая розовая туманность, палевая неопределенность. изысканность линии ассоциаций. подтекст и намек. Правда, случаются накладки. Северная Клеопатра, режим которой в 1748 году казался Финкенштейнуоб-реченным, а армия разложенной, в 1758-м взяла столицу Фридриха Берлин.
Но это мелочи жизни. Важно, что с появлением тандема наша государственность затуманилась и приобрела аллегорический оттенок. Общение с помощью сигналов, двусмысленных жестов, зашифрованных знаков стало совершенно обыденным делом. Двоемыслие — мощнейший источник интенсификации семиозиса. Мы долго переживали по поводу упрощения пашей культуры, но вдруг дело выправилось.
А тут приходит Парфенов и призывает обломать нам все рококо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий