Ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС МЕНЯЕТ принятые в недавнем прошлом представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, а также и о том, кто поступает хорошо, а кто плохо. Тридцать лет назад крупнейшей макроэкономической проблемой западного мира был кризис в Латинской Америке, возникший вследствие популизма региональных правительств и попустительства ему со стороны американских банков. Большинство латиноамериканских лидеров, стремясь добиться популярности (это касалось как правых, так и левых диктаторов), раздували расходы бюджета, покрывая их за счет инфляции или внешних заимствований. К началу 1980-х это привело к тяжелому финансовому кризису, который поставил на грань банкротства ряд крупных американских банков, ссужавших деньги латиноамериканским правительствам.
И именно для европейских стран становится все более уместным опыт тридцатилетней давности по решению латиноамериканских макроэкономических проблем. Во-первых, в обоих случаях заимствования происходили в валютах, не контролируемых национальными правительствами (в долларах в Латинской Америке и в евро в ЕС). Во-вторых, кризису предшествовал довольно продолжительный период «дешевых денег», который позволил странам проводить безответственную политику. В-третьих, оба кризиса проявились в результате тяжелой рецессии.
Попытки урегулировать долговые проблемы только путем стимулирования экономического роста провалились. Требовались структурные реформы, а они были связаны с рядом непопулярных мер, которые авторитарные режимы не могли себе позволить. В результате в Латинской Америке начали восстанавливаться демократические правительства. Это была важная предпосылка оздоровления (впрочем, она не актуальна для стран ЕС). То есть именно демократические, а не авторитарные власти осуществили непопулярные, но жизненно важные реформы.
Однако практика показала, что структурные реформы почти невозможно провести в экономиках с госдолгом, близким или превышающим 100% ВВП (как ныне у Греции и Ирландии). В такой ситуации правительство почти не может рассчитывать на дальнейшие заимствования по рыночной ставке, и либо оно должно полагаться на финансовую помощь других стран, либо реструктуризация долга и частичное его списание неизбежны. Для этого потребовалось выпустить специальные ценные бумаги (Brady bonds), гарантированные Минфином США, чей руководитель Никлас Брэди и дал название этим бумагам. Списание долга имело в качестве условия проведение экономических реформ.
Выработка модели реструктуризации потребовала продолжительного времени. Время это, впрочем, оказалось полезным для кредиторов, которые должным образом подготовились к списаниям.
Время покажет, насколько полезным окажется для Европы латиноамериканский опыт. Пока развитие кризиса свидетельствовало скорее в его пользу. Тем более что среди экспертов все большее распространение получает вывод о неизбежности в той или иной форме реструктуризации и списания части долга самых слабых в финансовом отношении стран Европы
Комментариев нет:
Отправить комментарий