четверг, 7 апреля 2011 г.

Голос Америки

Его голос на момент весны 1939 года все еще оформ­лялся — как, впрочем, и все следующие пятьдесят лет. Но уже была в нем заворажи­вающая смесь одиночества, нужды, простых и сильных амбиций — не зря Синатру невозможно было спутать ни с одним другим певцом его поколения. Была у два­дцатитрехлетнего парня еще одна козырная карта: ему не давали покоя лавры Бинга Кросби, кумира Америки. Он сам хотел того же. Фрэнку пришлось изрядно побороться за первый успех. За гро­ши он пел в ирландских и итальянских земляческих клубах. Случалось ему работать и за трамвайный билет. С помощью ма­тери (а связями на севере Нью-Джерси она, зарабатывавшая на родовспоможении и абортах, обладала колоссальными) Фрэнку удалось выудить себе работенку официанта и по совместитель­ству певца в ночном клубе «Сельская хижина». «Хижина» имела телефонное включение на нью-йоркской радиостанции, которую слушали именно те люди, которых Синатра и хотел видеть сво­ей публикой. Например, певица Луис Тобин и ее муж — тромбо­нист, руководитель своего собственного ансамбля Гарри Джеймс. Тобин-то и услышала поющего Синатру прекрасным весенним вечером. Она тотчас разбудила мужа: «Ты должен познакомиться с этим мальчишкой». «Тощий парень с сальными, зачесанными назад волоса­ми обслуживал столики, — вспоминал Джеймс. — Вдруг он снимает с себя фартук, поднимается на сцену и поет первые восемь тактов «Ночи и дня». Я почувствовал, как у меня на загривке поднялись волосы». Гарри предложил ему контракт: семьдесят пять долла ров в неделю.

«Синатра» на его вкус звучало чересчур по-итальянски. Фрэн ки должен бьи стать Сатином. Сатин с шелковистым голосом. Глаза юного дарования подерну лись льдом: «Хочешь певца, бери и его имя». Повернулся и ушел.

Потом Синатра скажет: «Если бы я тогда его послушался, то сейчас пел бы где-нибудь на круизном лайнере».

Гарри припустил вслед за Фрэнком. И Синатра, а никакой не Сатин, присоединился к Гарри Джеймсу и его оркестру. «После первого же выступления на скачках в Балтиморе из зала понес­лись восторженные крики, а потом девчонки повалили за кули­сы. Их было примерно двадцать, не много, но главное, что все они были совершенно настоящими, не какими-нибудь подсад­ными утками, все по-честному.

«И Синатра, и Джеймс явно опережали время. Джеймс играл страстно и жестко — стиль этот приводил в восторг критиков, но не всегда был уместен в кантри-клубах или на собраниях зем­лячеств. Люди приходили туда вовсе не для того, чтобы слушать, они приходили, чтобы танцевать медленные танцы, тесно при­жавшись друг к другу, а потом идти домой и там заделывать дети­шек, которые, в свою очередь, подрастут и тоже пойдут в клубы, чтобы танцевать, тесно прижавшись, медленные танцы. Среди сладкоголосых баритонов того времени с Бингом Кросби во главе Синатра казался необычайно страстным артистом, да и Гарри Джеймс был страстен на свой лад. Любитель джаза, марихуаны и алкоголя, тем летом он потерял все, чем владел: имущество ушло в уплату издержек после автомобильной аварии, в кото­рой он был виноват.

Джеймсу случалось заработать за вечер триста пятьдесят дол­ларов, но они обращались в ничто, как только начинали делиться на семнадцать музыкантов, которых надо было кормить, одевать, селить в отель и перевозить с места на место. В сентябре 1939-го пришли хорошие новости: крупнейшее агентство предложило им большой концерт в танцевальном зале «Паломар». Следующей ночью зал сгорел дотла.

Тогда оркестру подкинули другой ангажемент — обеденный и танцевальный зал в Беверли-Хиллз под странным названием «У Виктора Гюго». Ресторан оказался крошечной комнаткой с канарейками в клетках в качестве декора. Мощный звук Гарри Джеймса управляющие сперва пытались заглушить тяжелыми за­навесами вокруг оркестровой площадки, а потом сдались и в от­крытую потребовали запихать в пасть духовым инструментам носовые платки. Публика проголосовала против певцов ногами: Синатра с парнями выступали в полупустом зале. В середине исполнения All or Nothing at All владелец заведения выскочил в центр и, воздев руки, закричал: «Стойте! Хватит! Довольно!»

Синатра погружался в отчаяние. Музыканты питались хотдо-гами с колой да сладкими плитками, флиртовали в надежде на пропитание с местными девушками. Пока весь оркестр перебра­сывался в карты, обменивался грубыми анекдотами или просто спал, Синатра сидел в одиночестве на заднем сиденье автобуса, накрыв голову пиджаком. В голо­ве его была одна мысль: в Чикаго будет выступать Томми Дорси.
голос Америки
Томми был крутейшим тромбонистом. И че­ловеком невероятной дисциплины. Мог (и ча­сто так поступал) упиться до бесчувствия после концерта, проспать всего три часа, затем встать в шесть утра, поиграть в гольф и предстать свежим к началу рабочего дня. Он превратил тромбон в пою­щий инструмент. Дорси об­ладал колоссальной грудной клеткой и невероятной мощности легкими. Он мог сыграть тридцатидвухтактовое лега­то. Сентиментальный джентльмен свинга с его длинными сладко­голосыми соло был любимцем публики. Но у него была проблема: вокалист Джек Леонард, проехавший с коллективом всю Амери­ку, поссорился с боссом и ушел. Дорси требовался новый певец. Однажды по радио он услышал Фрэнка. Это бьиа та самая «Все или ничего». На следующий вечер он отправил своего менеджера на вечеринку, где должен был играть оркестр Гарри Джеймса. Синатра с трудом различал музыку, наблюдая, как карандаш елозит по бурой бумаге, а надпись складывается в телефонный номер Дорси. Этот клочок бумаги Синатра хранил всю жизнь.

Двое очень непохожих людей начали сближаться в осторожном танце: менуэт взаимного недоверия, присматривания, первых обид. Фрэнк много раз слышал поющего Джека Леонарда с ор­кестром и столько же раз воображал себя на его месте. Он бьи уверен, что затмит предшественника.

Дорси обещал платить те же семьдесят пять долларов в неделю, но обнадежил: «К разговору о финансах мы еще вернемся». Через месяц Синатра присоединился к оркестру Дорси. С ним бьии его старый приятель Хэнк Саникола, аккомпаниатор, и Ник Севано, ответственный за наряды Фрэнка и его утренний кофе. Как на­чинающий певец мог позволить себе сразу двух помощников? Христос тоже не платил апостолам.

В оркестре не то чтобы обрадовались новичку. Осо­бенно ветераны. Они встретили Синатру суровым молчанием. В первую же свою поездку с оркестром Синатра обнаружил, что только одно место пустует: то, что рядом с барабанщиком Бадди Ричем. Фрэнку было двадцать четыре, Бадди — двадцать два, и, раз­говорившись, юноши пришли к выводу, что у них много общего. Еще через несколько дней Бадди сообщил, что ему нравится пение Фрэнка. А позже признался, что отворачивается, скрывая слезы, когда слышит поющего Синатру. Поначалу эта дружба выглядела эталонной. Конец ей пришел очень скоро — в тот момент, когда Синатра принялся стричь ногти на ногах посреди комнаты в два часа ночи. Что вы хотите? Он был един­ственным ребенком в семье. Не способным делить с кем-либо еще комнату, внимание, любовь. Ночной педикюр, впрочем, был только предлогом. Реальная причина была в том, что они не по­делили внимание Дорси — оба хотели быть «молодой звездой».

Поначалу Синатра старался научиться у Дорси всему, чему только тот мог научить. Как в музыкальном плане, так и в чисто человеческом. Его прямая осанка, идеальные костюмы (знаме­нитое фото: Томми в бермудах, при пиджаке и галстуке), его микрофоны, его взгляды на женщин. Даже запои Дорси казались исполненными шарма. Синатра копировал кумира во всем: брыз­гался тем же одеколоном и пользовался той же зубной пастой. Но самыми важными уроками были, конечно, музыкальные. Контроль за дыханием, прежде всего. Синатра наблюдал за Томми со спины, когда тот играл на тромбоне. «Я не сводил глаз с его спины, с его пиджака, наблюдая, как он раздувает бока, как дышит, — вспоминал Синатра. — И готов был поклясться, что не замечаю ни малейшего движения под этим пиджаком. Я задавался вопросом: да каким же местом он в таком случае дышит? Ушами, что ли?»

Не ушами, конеч­но, но Дорси и в са­мом деле был ма­стером дыхания. Природа одарила его необходимой анатоми­ей, а он отшлифовал данные до блеска. Глав­ный трюк заключался в том, чтобы набрать воздуха чуть больше, чем надо, и подавать в сопло инструмента, ловко орудуя уголками рта. Легко сказать, да нелегко сделать: никто не мог повторить за Дорси его знаменитые легато, выдуваемые одной фразой без малей­шей запинки.

Это был не просто физический фокус. Анато­мию и физиологию Дорси делал фактом искус­ства. Его оркестр часто начинал пьесы с соло тромбона, а потом вступали другие инструмен­ты. Феноменальный трюк: оркестр целиком мог сыграть шестнадцатитактовый пассаж на одном дыхании.

Синатра быстро сообразил, сколь многому он может здесь научиться. Но копировать дыхатель­ную технику Дорси бьио в разы труднее, чем купить себе такой же одеколон и зубную пасту. Синатра слышал, как другие певцы добирают дыхание посреди фразы — и теряют звук. Они были своего рода поющими машин­ками — озабоченными извлечением правильных нот из своих голосовых связок, горла, трахей, легких. Не всегда можно бьио поручиться, что они понимают слова, которые выпевают. А уж тем более — что вкладывают в них свой, сокровенный смысл.

Синатра решил, что самый правильный способ заставить девушек внимать — не просто петь, а рассказывать нечто. Скажем, любовную историю, звучащую с абсолютной жизнен­ной достоверностью.

Историю успеха Синатры тоже никто не рассказал луч­ше, чем он сам. Одна из наиболее увлекательных глав посвящена тому, как он развил свое дыхание до уров­ня, превышающего возможности Дорси (который, по странной иронии судьбы, скончался от удушья в 1956-м: захлеб­нулся собственной рвотой во сне). Дорси как-то упомянул, что добился столь впечатляющих результатов, задерживая дыхание под водой, — и Синатра немедленно принялся за дело. Теперь он делил свободное время между бассейном и беговыми упражне­ниями. Нелегко вообразить себе типичную «сову» и отчаянного гедониста вьщерживающим столь жесткий режим. Но Синатра добился своего. Власть над голосом доставляла ему почти сексу­альное удовольствие. «Фрэнк может выдержать такую длинную фразу, что этот подвиг ввергает его самого в нечто вроде эротиче­ского пароксизма», — вспоминал один из участников коллектива. Томми Дорси рассмеялся бы в лицо всякому, кто сказал бы ему, что неоперившийся юнец оттеснит оркестр на задний план и от­кроет великую эру солистов. В Нью-Йорке Синатра отметился первой открытой вспышкой артистической ревности — к певи­це Конни Хайнс, которая стяжала основное внимание публики. Главное шоу — это он сам. Все должны зарубить это на носу

Им предстояло вместе выступить в огромном Roof Garden. При виде моря зрителей желудок Синатры свело от страха. Ему случалось петь перед большой аудиторией — но одно дело, когда успех зависит от кучки подростков; здесь же были люди взрослые, богатые, искушенные и надменные. Он чувствовал себя бедным родственником, «макаронником» — как и несколь­ко лет назад, когда только начинал.

Но страх уступил место решительности. Оркестр дисципли­нирует. А Синатру он дисциплинировал более чем кого-либо. В тот вечер, 21 мая 1940 года, Фрэнк был в ударе. Сливки нью-йоркского общества, джентльмены в вечерних костюмах, дамы в перчатках, золотая молодежь, затаив дыхание, внимали юноше с зализанными сальными волосами — а он заполнял зал своим голосом. В этот вечер родился Синатра.

Двумя днями позже Дорси с группой музыкантов отправились на запись в Рокфеллер-центр и снова попытались победить пьесу, с которой почти провалились месяц назад. Баллада называлась «Я больше никогда не улыбнусь». «Как я могу все исправить?» — лукаво спрашивал певец. И Америка сошла с ума от гениального лукавства. Запись в течение двенадцати недель оставалась на вершине хит-парада. «Я сказал себе: в следующем году я взбе­русь еще выше, — рассказывал Синатра сорок пять лет спустя. — Я составил себе календарь».

Радиостанции все меньше и меньше хотели оркестр Томми Дорси и больше и больше — Синатру. «Мальчик вырастет в преболыиущую шишку. Если только Томми до этого его не убьет. Томми не по душе, что у него из-под носа уводят шоу», — сказал кто-то. Наконец «Биллборд» назвал Синатру певцом года. Он стал гвоздем программы. Девоч­ки, которые провели детство, играя в сухой пыли Великой депрессии, превратились в девушек в белых школь­ных носочках и форменных юбках по колено. И когда Синатра заводил одну из своих медленных баллад о том, что его сердце мо­жет разорваться в любую секунду, эти девушки чувствовали, что он поет о них самих, что это их сердца готовы разорваться, и они начинали вопить, заглушая музыку: «Фрэээнкииии!»

Когда такое случилось в первый раз, Дорси не поверил своим ушам. Он взмахом руки остановил оркестр и велел завопить в ответ. Отчего девчонки, конечно, еще больше вошли в раж.

В конце августа 1941 года оркестр получил очередной трех­недельный ангажемент в Нью-Йорке. Билеты были распроданы в мгновение ока. В начале шоу оркестр выезжал на сцену на по­воротном круге и уезжал по окончании. И вот в конце действа на сцену выскочили две девушки, схватили Синатру за галстук и принялись вопить, что его не отпустят. Томми подскочил, явно веселясь, и помог Фрэнку уехать со всем оркестром. «Томми, дай мне спеть что-то одному», — канючил Фрэнк. Канючил, канючил, канючил, пока тот не ответил: «Хорошо! Только заткнись».

Фрэнк репетировал с пианистом три недели без передышки. Аксель Стурдаль, написавший баллады для первого сольного выхода, был из Норвегии. Трудно было вообразить людей бо­лее непохожих, чем Аксель и Фрэнк. Высокий, лысый, словно бы выцветший Стурдаль выгля­дел записным норвежским рыбаком. Вдобавок носил рыбацкую шляпу и дымил трубкой. Всегда невозмутимый и тихий. Синатра, который обожал давать людям прозвища, немедленно окрестил его Сибелиусом. Фрэнка никто и никогда не мог бы назвать тихим. И тем не менее он бьи идеальным исполнителем для замедленных баллад, выливавшихся из-под пера Стурдаля. Что и доказала запись, сделанная в 1942-м.

Он стал подумывать о том, чтобы покинуть оркестр Дорси. Дерзость, на которую певцы не отваживались в те времена. Единственным исключением стал Кросби, но он лишь подтверждал правило. Решение давалось Фрэнку нелегко. «Фрэнк показывался докторам. Он был в таком нервном состоянии, что не мог есть. Ни одну порцию ему не удалось одолеть до конца. И все жаловался, что ему мерещится скорая смерть».

Семидесятилетний Синатра вспоминал уже с улыбкой: «Все было очень просто. Если бы я не пошел своей дорогой, я остался бы просто еще одним из ужасно хороших певцов. Дорси был вне себя: «Ну и дурак же он! Да, Фрэнк великолепный певец, но без оркестра он никто. Он что, думает, что, оставшись один, сможет выступать по-прежнему хорошо? Да, я расстроен, все-таки Фрэнк был важной частью нашего оркестра».

Дорси чувствовал себя обманутым. Синатра оставался для него мальчиком, которого он научил всему, что знал. Мальчи­ком, которого он вывел из безвестности к вершине славы. Маль­чиком, с которым он играл в карты. И к которому, несмотря на всего десятилетнюю разницу в возрасте, относился как к родному сыну. Теперь мальчик покидал гнездо. Дорси бьи глубоко уяз­влен, и эта боль, хорошо скрытая от посторонних глаз, осталась с ним до конца жизни. А Синатра тем време­нем предвкушал следующую остановку. Columbia Records условилась подписать с ним беспрецедентный сольный контракт.

В последний раз Синатра выступил с оркестром Дорси на радио 3 сентября 1942 года. Дорси, умевший держать марку, объявил: «Он начинает сольную карьеру, и, Фрэнки, я хочу тебе сказать, что каждый в оркестре желает тебе большой удачи».

«Спасибо, Мак, — ответил Сина­тра, упомянув детское прозвище Дорси. — Я буду очень по вам всем скучать, ребята».

Много лет спустя Дорси рассказывал одному из жур­налов, как в тот последний вечер Синатра буквально рыдал у него на плече, подавленный неизвестностью, которая простиралась перед ним. Подавленный? Пол­ный страхов и надежд, скорее. Он бьи чудовищно напуган, это правда. Но и окрьиен, ибо верил в свою удачу. Отчасти он все еще оставался маленьким мальчиком, засыпающим в тесной темной спаленке, прислушиваясь, как за стеной его мать бол­тает и болтает, а отец, ворча, укладывается рядом.

Что же до Сентиментального джентльмена свинга, то Томми Дорси нашел превосходное средство, чтобы гасить пламя своего ирландского гнева: ликер. Может, Синатра и рыдал у него на плече, расставаясь, но когда все уже бьио сделано, Дорси нашел такие слова: «Чтоб тебе в жопу провалиться и не вылезти».

Он, хоть в какой-то момент и провалился, но вьиез. В жизни Синатры будет огромная слава, баснословные деньги, самые красивые женщины — Ава Гарднер и Миа Фэрроу, ставшие его женами, «Оскар», забвение, снова слава и один из главнейших хитов всех времен и народов — New York, New York, записанный им в 1979 году. Последний концерт он даст в возрасте семидеся­ти восьми лет — но это, конечно, история совсем не про то, что не надо злоупотреблять ликером

Комментариев нет:

Отправить комментарий