То, что принято считать Подмосковной Швейцарией, находится в 50 км от Москвы. Можайка -места легендарные, военные. На обочинах призраки потрепанных армейских колонн Наполеоновской армии, идущей на Москву к своей гибели, и русской, отступающей к победе. Литературные вкрапления по пути - деревня Перхушково, где останавливался Пьер Безухов, направляясь на Бородинское поле.
Монастырь действующий, хорошо сохранился. Стоит на холмах, над рекой, в «швейцарском», отменного качества пейзаже. Картинка такая, что хочется увидеть себя со стороны. Однако музей внутри скудный. Слышны возгласы театрализованной экскурсии-ряженный гид старается, возмещая бедность витрин. Любопытные экспонаты наперечет. В экспозициях больше воздуха. А кости мамонта и шерстистого носорога одинаковы везде: и в Звенигороде, и в Швейцарии.
Швейцарские горки: Успенский собор 1399 года стоит на горе. Туда ведет настоящий, но миниатюрный серпантин. Местные «альпы» уменьшены по сравнению с настоящими раз в двадцать. Дальше, за городом, Саввино-Сторожевский монастырь (1), очень красивый и с бедноватым музеем. Заехать сюда нужно обязательно. Главное здесь не столько экспонаты -украшения XVII века (2), религиозные предметы (3), старинный фолиант (5), кости древних животных (4), а ощущение, что время начисто остановилось. |
ЛЮДИ МЫ МАЛЕНЬКИЕ
Очень скрытный город. Прошлое в кулачке за спиной, стоит бедным родственником. То есть как бы получше объяснить масштаб Звенигорода? Одно время он был такого значения, что русские князья завещали его второму сыну, тогда как первому полагалась Москва.
Но следов почти не осталось. Все скрыто, припрятано. Больница, в которой работал Чехов, находится на улице Лермонтова. Красивейший Успенский собор на горе почти ниоткуда не видно, _ будто его убрали на город-- ские антресоли. А две иконы § работы Рублева, висящие в | этом храме, нашлись в свое о время у горожан, укрывав-е ших ими капусту.
Есть у Чехова рассказ «Сирена» звенигородского периода. Про чиновника, который донимает коллег, расписывая нюансы домашней еды. Он мучает их до выделения слюны, до желудочной судороги и, пытаясь объяснить вкус наливки, несет совсем несусветное: «Кажется вам, что вы не в кресле у себя дома, а где-нибудь в Австралии, на каком-нибудь мягчайшем страусе...»
Вот здесь, пожалуй, и есть тот бытовой звенигородский масштаб: «Люди мы не бог весть какие. Незначительные, маленькие. Всякой ерундой с удовольствием интересуемся. История - большое дело, но ведь не накормишься ею, сытости не сообщает. А гулять у нас хорошо, места для глаза и пищеварения полезные». Вот так примерно говорит город, не желая, чтобы рылись в его карманах. И отвлекает от своего прошлого, развернув
очередной пейзаж. И вот уже усталость появилась от этих горок, уже голод почувствовал и с удовольствием вспомнил о вкуснейшем сухом пайке -луковом хлебе из лавки Саввино-Сторожевского монастыря. Вернулся к машине, достал хлеб, надкусил и забыл не только об истории, но вообще обо всем на свете. Будто ты «в Австралии, на каком-нибудь мягчайшем страусе».
Комментариев нет:
Отправить комментарий