четверг, 7 апреля 2011 г.

О чем спросить курильщика? | «Оно того стоило?»

Ничто так не вдохновляет хорошего писателя как смерть —особенно когда речь идет о его собственной близкой смерти. Вскоре после того, как у Кристо­фера Хитченса обнаружили раковую опухоль, он сел и написал ко­лонку для Vanity Fair. По наводке приятеля я прочитал ее в интернете, и она снесла мне крышу.

На момент диагноза Хитченсу испол­нился 61 год — ровно столько же, сколько моему отцу, когда у него нашли рак. Мой отец умер в 62 года. Каждое слово в колон­ке Хитченса звенело страшным сознанием того, что он вышел на финишную прямую. По всей вероятности, эта жизнь очень ско­ро прервется.

Кажется, что шестьдесят один — это много. Когда умирал мой отец, мне не приходило в голову, что он еше не старый человек. Но 61 — это на четыре года мень­ше. чем сейчас Ролу Стюарту (старый ко­бель Рол, в 65 лет узнавший, что скоро ста­нет отцом в восьмой раз). Шестьдесят один кажется преклонным возрастом только тем, кто молол. Тем, кто еше не умирает.

Без тени сентиментальности и жалости ксебеХитченс написал о том. чего он не увидит. Как растут его дети. Как на месте Ground Zero снова появится WTC. Как про­должается жизнь. Продолжающейся жиз­ни— вот чего он не увидит. Как и все мы.

Все шло так прекрасно. Хитченс выпу­стил новую книгу — <'Хитч-22: Мемуары» — которая порвала рейтинг бестселлеров. Эта публикация сделала его главной аме­риканской литературной звездой — боль­шей, чем его давний друг Мартин Эймис.

Но сейчас ему 61. ион несет на сво­ем мудром челе что-то вроде печати смер­ти — это прославленное чело внезапно стало выглядеть по-другому, благодаря на­чавшейся терапии. Свой новый любимый коктейль он нарек «хемиоядом», «Сдается мне. что если бы не мое крепкое сложение.

я, наверное, вел бы куда более здоровую жизнь», — заметил этот пьяница, куриль­щик и неколебимый гедонист. Это потря-са юший текст — о том. что значит быть живым и что значит умирать. Я прочитал его в сети, а потом пошел и купил все кни­ги Хитченса. которых у меня еше не было. а потом купил и журнал. Чтобы всегда иметь его при себе.

Но когда пресса взорвалась откликами, я кое о чем задумался. Большинство пу­бликаций были проиллюстрированы об­ложкой книги Хитченса, где он изобра­жен жадно присосавшимся к сигарете. Как и многие мужчины, которым в 61 год ска­зали, что у них рак. как мой отец — Хитченс был никотиновым наркоманом. Никакого фитнеса. Никаких кардиотренажеров, ни­каких личныхтренеров. никаких сожале­ний о бурной молодости. КристоферХит-ченс курит. В его колонке шла речь о жизни и смерти, болезни и здоровье, отсутствии Бога — обо всем. За исключением того, что он курит—или курил? —и это его убивает. Вероятно, он испытывал извращенную гор­дость за то, что он курильщик, потому что вот ведь его портрет на обложке книги, пе­ред всем миром. Не нравится — не читайте.

Как бывший ковбой «Мальборо», я не могу слишком уж резко его за это осуж­дать. Но я знаю, что если бы не сигареты. мой отец увидел бы. как его сын становит­ся взрослым. Я знаю, что все эти разрыва­ющие сердце сиены в онкологическом от­делении произошли только потому, что мой отец имел пристрастие к никотину с которым не сумел покончить, пока не стало слишком поздно.

Я хотел бы. чтобы Хитченс меня просве­тил. Поговорил бы со мной не о Боге и не об отсутствии Бога, а об одной простой веши.

Оно того стоило?

В моей жизни было много моментов, ког­да я тянулся к сигарете. В 16 я был чле­ном маленькой уличной баилы и от­чаянно старался казаться круче, чем я был -тогда сигарета была мне необходи­ма. И чуть позже, в 22, когда я получил ра­боту в редакции NMT и впервые в жизни попал в окружение наркоманов — и тогда сигарета пришлась кстати. Они были се­рьезными наркоманами. Героин. ЛСД. Ам­фетамин. Употребляли все, часто во время наших редколлегий.

Причем мои приятели не просто упот­ребляли разные субстанции. Героиншик кололся вместе с Китом Ричардсом. Мари-хуаншик задувал косяки с Бобом Марли. Амфетаминшики делились дурью с Джон­ни Роттеном и его ребятами. Наркота была амброзией небожителей-олимпийцев.

Ах. ну и конечно, все курили сигареты. Все время. От этого и мне хотелось сига­рету. Одну за другой, как будто Camel без фильтра был единственным источником кислорода на этой странной планете. И так долгие годы

И еще позже, когда я пришел в больницу и впервые в жизни увидел своего отца ис­пуганным. Я вышел наружу и трясущими­ся руками закурил Marlboro. Тогда сигарета нужна была мне сильнее всего.

Нигде так не хочется немедленно заку­рить сигарету, как на крыльце онкологиче­ского отделения.

Кто теперь курит? Только очень старые -те, кто умудрился как-то обмануть пу­ли. выкосившие поколение Богарта, — и очень молодые. Прошлым летом я си­дел в кафе с моим восьмидесятилетним лялей Алфом. и он вынужден был все время выходить под снег, чтобы подымить. Я всег­да считал и считаю, что ветеранам высадки в Нормандии должно быть разрешено ку­рить. где они пожелают.

Кинозвездам в наши дни не полагается курить на экране — если только они не за­няты в ролях самых распоследнихотбросов общества. Однако когда фотограф заснял Роберта Паттинсона на съемочной площад­ке нового фильма Кристена Стюарта, актер слонялся там с сигаретой.

ней, связанных с курением. Что, как я ду­мал, делает отказ от курения довольно бес­смысленным предприятием.

Но рак — непомерно дорогая плата за не­винную привычку. Вы втягиваетесь в ку­рение и отдаете за это четверть века жиз­ни. Кое-кто будет хорохориться: «Да. но это худшие четверть века!» Но в онкологиче­ском отделении никто так не считает. В он­кологии никто не хорохорится. Там мно­го боли, и не только физической, которую там забивают морфием. Там много слез. По­всюду. Трудно прощаться с теми, кого лю­бишь. И страшно. Онкологическое отделе­ние знает, как сбить с вас спесь. Ради чего это? Ради еще одной затяжечки?

Мы продукт своего времени. Мои роди­тели полагали, что курить — это стильно. Они ходили на фильмы с Хамфри Богар-том, изящно закуривавшим одну за одной. Богартумер в 57 от рака пищевода. К концу жизни он весил меньше 40 кг — как ребенок.

Мое поколение выросло в клубах табач­ного дыма, бездумно подхватило привыч­ку. а потом в страхе отпрянуло, завидев на горизонте призрак рака. Ужаснувшись тому, как наши родители уходят из жиз­ни из-за такого ничтожного предмета, как сигареты. Но и обогатившись мудростью: теперь мне известна цена, которую пред­стоит заплатить. и я нахожу ее слишком высокой. Затем меня подтолкнули к реше­нию: мой ребенок, хотевший, чтобы я всег­да был рядом с ним. и мои друзья, удалив­шие из своих жилищ все пепельницы, так что курильщик у них в гостях чувствовал себя прокаженным. Гипнотерапевт поста­вил последнюю точку.

Бросить курить было гораздо труднее, чем отказаться отлюбых наркотиков, ко­торые я употреблял. Но в каком-то смыс­ле это было очень легко. Потому что вре­мя шло и мир менялся, и пришел момент сменить наркодилера на персонально­го тренера, и никто уже не смотрел косо на человека, пожелавшего быть здоровым. Захотевшего жить.

Кристофер Хитченс не расстался с сига­ретой. В наш повернутый на здоровье век это требовало упорства. Нужно быть упря­мым парнем, чтобы курить в шестидесяти­летнем возрасте, в XXI веке.

Мы все продукт своего времени, но и за­ложники своего «я». С прилипшей к губе сигаретой Хитченс выглядел самим со­бой. Он таким и был. Если бы он закусывал джин-тоник пластинками «Никоретте», его имидж бы сильно проиграл.

Курильщики платят за свою любимую игрушку страшную цену. Несправедливую, грабительскую цену. Я знавал героино-зависимых, легче слезавших с иглы. Но я вспоминаю прекрасную старую пес­ню Pet Shop Boys - Was It Worth It? Все эти смерти, все потери, вся боль —лишьзато, чтобы оставаться самим собой, таким, как вы привыкли. Оно того стоило?

Я слышу упрямый ответ: «Да. стоило!»

Если вы спросите Кристофера Хитчен-са, — я думаю, он ответит вам так же

Он молод. Он крут. Поэтому он курит.

В курении есть юная бравада. «Выпивка и курево - как и деньги - это и ЕСТЬ сча­стье», как однажды заметил тот же Хитченс.

«Ладно, я потом брошу», - сказала Скар-летт Йоханссон своему расстроенному мужу в фильме «Трудности перевода», и ее курение было знаком ее ослепительной юности.

Курите немного дольше, и вы будете вы­глядеть лузером. Когда девушки изтруп-пы герл-скаутов Фабио Капелло попали в объектив фотографа с сигаретами по­сле того, как они трясли дряблыми живо­тами на Кубке мира, это смотрелось ужаса­юще уместно. Уэйн Руни, попыхивающий табачком в манчестерском кабаке. И Аарон Леннон с сигарой — как будто кому-то из и гроков сборной было чем гордиться после летнего сезона 2010 года.

Но бросить нелегко.

Мне для этого оказалось недостаточно увидеть, как отец умирает от рака. Отчаян­ное желание моего ребенка, чтобы я бро­сил, тоже не помогло. Лишь после визита к гипнотерапевту я стал понимать, что свет в конце тоннеля — это совсем не обязатель­но огонек тлеющей сигареты. Единствен­ным вариантом для меня было завязать. И когда сеансы гипнотерапии закончи­лись. сигареты выброшены в помойку, а пе­пельницы чисто вымыты иубрапыс глаз долой - о, как же мой организм взмолил­ся о никотиновой дозе! И именно тогда я по-настоящему за хотел вы к и i |уть это зел ье и з своей жизни.

У меня нет никаких научных доказа­тельств, но мне всегда казалось, что после какого-то момента в жизни за­ядлый курильщик должен просто продолжать курить. Мой отец умер через три года после того, как бросил, моя мама — через десять лет. Но оба умерли от болез- ней, связанных с курением. Что, как я ду­мал, делает отказ от курения довольно бес­смысленным предприятием.

Но рак — непомерно дорогая плата за не­винную привычку. Вы втягиваетесь в ку­рение и отдаете за это четверть века жиз­ни. Кое-кто будет хорохориться: «Да. но это худшие четверть века!» Но в онкологиче­ском отделении никто так не считает. В он­кологии никто не хорохорится. Там мно­го боли, и не только физической, которую там забивают морфием. Там много слез. По­всюду. Трудно прощаться с теми, кого лю­бишь. И страшно. Онкологическое отделе­ние знает, как сбить с вас спесь. Ради чего это? Ради еще одной затяжечки?

Мы продукт своего времени. Мои роди­тели полагали, что курить — это стильно. Они ходили на фильмы с Хамфри Богар-том, изящно закуривавшим одну за одной. Богартумер в 57 от рака пищевода. К концу жизни он весил меньше 40 кг — как ребенок.

Мое поколение выросло в клубах табач­ного дыма, бездумно подхватило привыч­ку. а потом в страхе отпрянуло, завидев на горизонте призрак рака. Ужаснувшись тому, как наши родители уходят из жиз­ни из-за такого ничтожного предмета, как сигареты. Но и обогатившись мудростью: теперь мне известна цена, которую пред­стоит заплатить. и я нахожу ее слишком высокой. Затем меня подтолкнули к реше­нию: мой ребенок, хотевший, чтобы я всег­да был рядом с ним. и мои друзья, удалив­шие из своих жилищ все пепельницы, так что курильщик у них в гостях чувствовал себя прокаженным. Гипнотерапевт поста­вил последнюю точку.

Бросить курить было гораздо труднее, чем отказаться отлюбых наркотиков, ко­торые я употреблял. Но в каком-то смыс­ле это было очень легко. Потому что вре­мя шло и мир менялся, и пришел момент сменить наркодилера на персонально­го тренера, и никто уже не смотрел косо на человека, пожелавшего быть здоровым. Захотевшего жить.

Кристофер Хитченс не расстался с сига­ретой. В наш повернутый на здоровье век это требовало упорства. Нужно быть упря­мым парнем, чтобы курить в шестидесяти­летнем возрасте, в XXI веке.

Мы все продукт своего времени, но и за­ложники своего «я». С прилипшей к губе сигаретой Хитченс выглядел самим со­бой. Он таким и был. Если бы он закусывал джин-тоник пластинками «Никоретте», его имидж бы сильно проиграл.

Курильщики платят за свою любимую игрушку страшную цену. Несправедливую, грабительскую цену. Я знавал героино-зависимых, легче слезавших с иглы. Но я вспоминаю прекрасную старую пес­ню Pet Shop Boys - Was It Worth It? Все эти смерти, все потери, вся боль —лишьзато, чтобы оставаться самим собой, таким, как вы привыкли. Оно того стоило?

Я слышу упрямый ответ: «Да. стоило!»

Если вы спросите Кристофера Хитчен-са, — я думаю, он ответит вам так же

Комментариев нет:

Отправить комментарий