Я испытываю физиологическое удовольствие от чтения Толстого и чем дальше, тем больше. Его слово шире любой философской доктрины и значительнее самого автора, которого оно использует самым безжалостным образом. Возможно, во всей литературе не было такого безыдейного писателя, который выпустил на свободу свое художественное слово, как выпускают на свободу возбужденный мужской член, который восхищает своей силой и одновременно пугает многих своим бесстыдством. Слово Толстого вырвалось из-под власти писателя и затопило все смыслы бытия, оставшись загадкой всамом себе. Пруст считал Толстого всемогущим богом своих произведений, который контролирует их поступки и размышления. Но всматриваясь в Толстого, видно, что он — щедрый бог, который тем и велик, что дает через слово свободу выбора своим героям, и они в конечном счете становятся живее живых людей. Первый бал Наташи Ростовой, сцены скачек в «Анне Карениной», описание болезни ' и смерти Ивана Ильича наполняют читателя первородным восторгом и ужасом встречи с жизнетворным телом самого существования. Кажется, что Толстой только для того и родился, чтобы низвергнуть законы литературы и посмеяться над ее претензиями называться учебником жизни. Чем больше Толстой хотел учить, чем больше он думал о морали и религии, тем хуже удавалось его проповедничество, тем лучше был его художественный текст. Толстой не любил рассуждать о литературе и не сч итал себя профессиональным писателем. Скорее всего, он был просто серийным убийцей литературных канонов. Он был непредсказуемым скандалистом. ненавидел прогресс в век прогресса, восславил свободу женщины, будучи ее противником, любил простого мужика, будучи по крови и повадкам отъявленным барином, оказался отлученным от церкви в бесконечной борьбе за понимание смысла жизни и метафизики. Ленин на редкость точно назвал его «зеркалом русской революции». которая бурлила кровью анархического и циничного бунта. Толстой ненавидел Тургенева за его «демократические ляжки» и краснобайство. Oi 1 хотел стреляться с ним из охотничьего ружья с шести шагов на дуэли, оскорбив отцовские чувства коллеги. Он описывал ужасы войны в своих «Севастопольских рассказах», но по своему характеру он был сам ужасом войны, пугающим жену, Софью Андреевну.
Толстого взяла на вооружение самая фиктивная литература на свете: социалистический реализм, который хотел с помощью имитации толстовской прозы перевернуть мир. Но у Толстого не может быть подражателей по определению. Для того чтобы писать по-толстовски, нужно быть неудобоваримым графом-индивидуалистом. Сам Толстой был недоволен излишним успехом «Войны и мира», «Анны Карениной»: это все равно, говорил он, как хвалить Эдисона зато, что тот хорошо танцевал мазурку. Вот гениальное непонимание самого себя и своей творческой природы. Он к концу жизни принялся бороться со своим талантом, чтобы сказать что-то от себя, философа и моралиста. Он создал теорию ненасильственного сопротиапения, она вдохновила Ганди и обнажила восточные корни русской мысли. Но теперь все это намертво забыто. Зато осталисьего колючее лицо, неуемная борода и детское желание найти в лесу «палочку счастья». Его прощальное тайное бегство из Ясной Поляны на глазах всей России кажется верхом безумия. Создается впечатление. что пришел самоубийственный момент самому писателю броситься под поезд.
В Советском Союзе Толстого слишком захвалили, и он потерялся под праздничными венками. Недавно я был в Ясной Поляне, бродил по его дому-музею, видел простые предметы его обстановки, тихую роскошь графского гнезда. Я вдруг понял, откуда взялся роман «Война и мир» - из бесконечного дня усадебной жизни, из чайных церемоний и прогулок на свежем воздухе. Два неуклюжих милиционера охраняли вход в усадьбу. Я спросил у них. читали ли они Толстого. Они ответили: «Проходили в школе».
Мы всей страной проходим Толстого в школе и забываем навсегда. Его корявые. как корни деревьев, фразы, его точные, как выстрел, наблюдения принадлежат теперь всем и никому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий