среда, 6 апреля 2011 г.

АВТОГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ

ГОЛЛАНДИЯ, БЕЛЬГИЯ, ФРАНЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ГЕРМАНИЯ, Австрия и Лихтенштейн. Эти семь государств составили маршрут спонтанно предпринятого нами трансъевропейского путешествия. Семь стран за семь дней. Вот уж и впрямь - галопом по Европам.

Фотоаппарат - не роскошь, а сред­ство отображения!» - странно, что Илья Ильф, будучи увлечен­ным фотографом, не вывел эту формулу в одной из своих с Евгением Петровым книг. Но зато этот не нуждающийся в представлениях писательский дуэт обеспечил бессмертие другой формуле: «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения!». Позже литераторы под­твердили слова делом, исколесив на ав­томобиле вдоль и поперек «одноэтаж­ную Америку». С тех пор минуло уже добрых семь десятков лет, но ничего лучше фотопутешествия на автомобиле как не было, так и нет. Правда, путеше­ствуя «на колесах» где-нибудь по Афри­ке, Латинской Америке или экзотиче­ским странам Азии, подвергаешься, как правило, определенным неудобствам и риску, но США и Западная Европа - подлинный рай для автомобильно­го фотовояжа: дороги отличные, вся инфраструктура в твоем распоряжении, и, главное, можно ехать куда глаза гля­дят и останавливаться в любой момент там, где они увидели что-то достойное внимания и записи на карту памя­ти фотокамеры. Такое путешествие по США-еще впереди, оно непременно состоится, а пока - Западная Европа от Голландии до Лихтенштейна.
Идея этого путешествия родилась действительно спонтанно. Просто по окончании работы на выставке Photokina-2010 предстояло побы­вать по делам еще в ряде западно­европейских городов, и часть этих по­ездок сами собой сложились в единый маршрут. К тому же по пути из Гер­мании в Голландию, в бельгийской Фландрии, предстояло «перехватить» уже потрудившуюся там (см. Digital Photo №91, ноябрь 2010) новейшую ка­меру с полупрозрачным зеркалом Sony Alpha А55 (подробнее - на с. 26), чтобы заодно продолжить знакомство с ней.
Оставалась самая малость - собственно средство передвижения.
Таковое нашлось буквально в десятке километров от кельнской фотовыставки, в европейском пресс-парке компании Mazda, которая любезно предоставила нам новейший минивэн Mazda5 - на тот момент не успевший даже еще посту­пить в продажу. Признаться, минивэны зачастую вызывают большую досаду характерной для них невнятностью управления и дикой раскачкой, валко­стью в поворотах, равно как и своим чересчур уж «мирным» характером. Но новая Mazda5 в первый же день убедила, что исключения из правил бывают, да еще какие! Этот автомобиль способен ехать весело, даже агрессивно и более чем внятен в своих повадках, будучи к тому же чрезвычайно удоб­ным, словно специально созданным для осуществления подобной поездки. Просторный салон (способный вместить пятерых человек и массу багажа или еще двух пассажиров за счет дополнительно­го третьего ряда сидений), удобнейшие сиденья, в которых не устаешь сидеть хоть сутки кряду, мягкий ход при нали­чии очень удобных и полезных в плане фотосъемки сдвижных боковых дверей с электроприводами, богатое оснаще­ние, высочайший уровень надежности и безопасности - прямо дом на колесах, да и только. Как не раз отмечали раз­нообразные герои наших публикаций, автомобиль все в большей степени становится столь же необходимой частью инструментария фотографа, как и, к примеру, штатив или хорошая фото­сумка. Особенно когда речь идет о фото­графе путешествующем. И мы лишний раз в этом сполна убедились.

ГОЛЛАНДИЯ

Одна неделя - невеликий, прямо скажем, срок, чтобы объять фото­объективом необъятное, даже если речь идет об относительно небольшой Голландии или совсем уж микроскопи­ческом Лихтенштейне. Поэтому такой задачи и не стояло - мы просто ста­рались запечатлеть самое интересное и привлекательное с фотографической точки зрения, что встречалось на пути следования.
Мельницы Киндердейка, Голландия Берген-на-Зоме, Голландия
Мельницы Киндердейка, Голландия Берген-на-Зоме, Голландия

А матушка Европа, надо заметить, чрезвычайно благодатная в этом плане местность: несмотря на всю ее изведанность туристами и твердое понимание ими, что Лондон является столицей Парижа, здесь есть масса любопытнейших местечек помимо Эйфелевой и Пизанской башен, Биг Бена и Рейхстага с Октоберфестом вме­сте взятых, - если не на каждом метре, то практически на каждом километре точно. Поэтому, приехав на денек в Голландию, не стоит ломиться не­пременно в Амстердам с его каналами, пресловутыми кофешопами и томно воздыхающими полураздетыми деви­цами за витринными окнами в кварта­ле Красных фонарей.
Мы, к примеру, посетили маленький городок Берген-на-Зоме в Северном Брабанте и деревушку Киндердейк неподалеку от Роттердама. О первом нам изначально не было известно вообще ничего, но не могли же мы проехать мимо населенного пункта с названием, столь очевидно пере­кликающимся (в своем оригинальном написании - Bergen op Zoom) и с родной сердцу фототематикой, и с маркой на­шего автомобиля! И хотя этот древний (более 1500 лет) городок на реке Зом конечно же никак не связан ни с зум-объективами, ни с «маздовской» мантрой Zoom-Zoom, мы не прогадали: прогулялись с камерой в руках по его романтичным улочкам, полюбовались прекрасно сохранившимися и забот­ливо отреставрированными средневе­ковыми строениями и удачно попали на красочный и веселый фестиваль любительских духовых оркестров на центральной Рыночной площади.
Что же касается Киндердейка (Kinderdijk), то там тон задают вет­ряные мельницы, которые, наряду с тюльпанами и сабо, являются своего рода визитной карточкой Голландии. А в Киндердейке их не одна-две, а - чего уж мелочиться - сразу 19! Построены они были в 1740 году как ключевая часть местной дренажной системы, а ныне включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО и являют собой чрезвычайно живописное зрелище. Жаль только, что его слегка подпортила сильно чудившая в те дни погода: было пасмурно, ветрено и дождливо, что при всех чудодейственных свойствах камеры А55 не могло не сказаться на конечном результате съемки: мельницам и кана­лам явно не хватало голубого неба.
В поисках которого мы отправились значительно южнее, во Францию.

ФРАНЦИЯ

В действительности попасть из Голлан­дии во Францию, минуя Бельгию (или Германию), невозможно даже на такой замечательной машине, как Mazda5. В журнальном же репортаже мы легко по­падаем из Северного Брабанта прямиком в предместье Парижа, опуская уже опуб­ликованный ранее рассказ о красотах Бельгии. Равно как и леденящие душу подробности 500-километрового ночного перегона в условиях бесконечного ливня и с 15-минутными остановками на АЗС, дававшими возможность извлечь спички из глаз и хоть немного вздремнуть для восстановления надлежащей бодрости за рулем. Это, кстати, не пустая метафо­ра. Бельгия и Франция - не Германия с ее безлимитными автобанами: штрафы за нарушение скоростного режима в этих странах совершенно безбожные, жандар­мы и полицейские очень вредные (если очень постараться, можно и за решетку загреметь), а длительное монотонное движение по почти пустой и практически прямолинейной автомагистрали в ноч­ное время усыпляет со страшной силой! Во Франции в дневное время так и вовсе стоит предпочесть платным магистралям второстепенные бесплатные шоссе -не только из жадности, но и потому, что вдоль первых нет ровным счетом ничего интересного (кроме АЗС - ника­ких чудес), зато вдоль вторых - сплошь живописные деревушки, городки, замки-крепости и прочие развалины часовен. Если особо не спешишь, второй вариант однозначно интереснее.
Мы, однако, убив пару дней на не­избежные дела в Париже и его окрест­ностях, смогли слегка отвести душу лишь в императорском Фонтенбло с его дивными садами и готическом Шартре с его великолепным кафедральным собором Нотр-Дам (тоже являющимся ча­стью Всемирного наследия ЮНЕСКО). После чего, чтобы вписаться в график, пришлось-таки следующий, почти 700-километровый бросок в Швейца­рию совершить по автомагистралям. Но чудеса, вопреки утверждению выше, все же случаются, в том числе и как на АЗС. Остановившись на одной из них, чтобы пополнить запас бензина в баке, мы с удивлением обнаружили на ее территории не только привычные кафе и магазины, но и красивейшие сливовые деревья с вкуснейшими зрелыми плодами янтарного цвета, половина которых уже лежала в траве под кронами: урожай никто не соби­рает, и любой путник может сорвать себе сколько угодно слив и насладиться их медовым вкусом, что мы и сделали.
Рекомендую: заправочный комплекс Total в 15 км от очень интересного города Труа в знаменитой провинции Шампань, 140-й километр трассы А5 из Парижа в направлении границы со Швейцарией (перейти по надземной галерее на другую сторону трассы). Ну, очень вкусная слива!

ШВЕЙЦАРИЯ И ГЕРМАНИЯ

Швейцария встречает въезжающих в нее на автомобилях с нешвейцарски­ми номерными знаками не слишком гостеприимно, требуя выложить 40 местных франков (по курсу пример­но равных американскому долла­ру) - не в качестве некой мзды себе в карман, конечно (это в Западной Европе, в отличие от России, совершен­но не практикуется, как вы знаете), а за «виньетку» - стикер на лобовое стекло, свидетельствующий об уплате налога на пользование швейцарской сетью дорог и действующий в тече­ние календарного года (плюс месяц до и после). Эта виньетка обязательна, даже если въезжаешь на территорию Конфедерации всего на час. Швейцария вообще, как известно, страна очень до­рогая. Если ты - не банкир, не олигарх, не саудовский шейх и не российский чиновник-казнокрад, то, собираясь по­сетить Швейцарию (неважно, по делам или для отдыха), разумнее при воз­можности остановиться где-то по со­седству, где и проживание, и питание, и парковки, и все прочее значитель­но дешевле. В нашем случае совсем рядом с местом назначения проходила граница с Германией, на территории которой в уютном частном отеле в ры­бацкой деревушке на северо-западном берегу Боденского озера (земля Баден-Вюртенберг) мы и обосновались.
Шартрский собор Нотр-Дам - место паломничества. Каждый ищет и обретает здесь что-то свое..
Шартрский собор Нотр-Дам - место паломничества. Каждый ищет и обретает здесь что-то свое..

Боденское озеро - Бодензее - ассоци­ируется в России, к сожалению, в пер­вую очередь с трагической авиаката­строфой, произошедшей в небе над ним летом 2002 года - об этом напоминает мемориал неподалеку от городка Юбер-линген. Вообще же это одно из краси­вейших озер в мире - как само по себе, так и за счет окрестностей - раскидан­ных по берегам на фоне альпийских вершин маленьких сказочных городков и деревушек. Наиболее очаровательные и «фотогеничные» из них - на швейцар­ской стороне, но это понятие относи­тельное, поскольку граница в районе северо-западной оконечности водоема настолько прихотливо изломана, проходя в том числе и прямо по на­селенным пунктам, что порой на про­тяжении всего-то 20-30-километрового маршрута (здесь все примерно на таком расстоянии) пересекаешь ее по 5-6 раз, благо недавнее вхождение Швейцарии в Шенгенскую зону позволяет делать это (при наличии «виньетки», опять же) беспрепятственно. Особо примечателен пограничный переход, соединяющий немецкий городок Гайлинген и древ­ний (возникший еще во времена Рим­ской империи!) швейцарский Диссен-хофен - крытый деревянный мост через Рейн (Райнбрюкке). А неподалеку еще одна достопримечательность верховьев Рейна - Райнфалль, самый большой в Европе водопад, с которым сосед­ствуют замки Лауфен и Верт. Очень красив сам Диссенхофен, близлежащие Берлинген, Шаффхаузен, Стекборн и конечно же местная жемчужина -средневековый Штайн-на-Рейне, город необыкновенной, завораживающей красоты. Вся швейцарская «классика» -Базель, Цюрих, Берн, Женева - просто меркнет перед ней!
Старинный крытый мост Райнбрюкке, Швейцария
Старинный крытый мост Райнбрюкке, Швейцария

Да и вообще окрестности Боденско­го озера - неисчерпаемое средоточие природных и рукотворных красот, радующих глаз и заставляющих даже не хвататься за камеру ежеминутно, а вовсе не выпускать ее из рук. А если путешествуешь на автомобиле, то в радиусе нескольких часов езды по ве­ликолепным немецким автобанам - и фантастический Нойванштайнский замок, и Мюнхен, и Зальцбург, а вокруг сплошные Альпы и... яблоки и груши! Да, сентябрь - месяц созревания в этих краях фруктового урожая, и буквально вдоль всех дорог тянутся бесконечные яблоневые и грушевые сады, вино­градники, орешники с совершенно дивными и очень вкусными плодами. Разумеется, все это - частная собствен­ность, часть чьих-то агрохозяйств, но часто встречаются и отдельные ничейные деревья, плоды с которых вкушать посторонним не возбраняет­ся. Выгода от этого невелика: все то же самое можно очень недорого купить в ближайшем же хозяйстве или на рын­ке, но зато удовольствия - море!
ШВЕЙЦАРСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА В ОКРЕСТНОСТЯХ БОДЕНСКОГО ОЗЕРА- СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ШТАЙН-НА-РЕЙНЕ, ГОРОД НЕОБЫКНОВЕННОЙ, ЗАВОРАЖИВАЮЩЕЙ КРАСОТЫ
Равно как и от посещения местных блошиных рынков, кочующих день за днем из одного городка в другой: на них можно приобрести, часто по вполне символической цене или вовсе за бесценок, очень любопытные вещицы, включая и «реликтовую» фототехнику.
Что ж, когда-то, наверное, и Sony А55 станет «ископаемой», но на сегод­няшний день это ультрасовременная камера с множеством полезных функ­ций, о которых фотографы прошлого даже и не мечтали. О многих из этих функций рассказано на страницах упомянутого выше материала в рубри­ке «Из первых рук», а здесь упомянем еще об одном удобстве, которое очень помогало в композиционном плане на протяжении всего путешествия, -о возможности благодаря встроенному электронному уровню фиксировать непосредственно через видоискатель в процессе кадрирования линию горизонта. Молодцы японцы, да и толь­ко! Причем не только те, что из Sony, но «маздовцы» тоже: казалось бы, все эти их декларации, что в дизайне оче­редной новой модели использованы, к примеру, очертания самурайского меча - не более чем красивые слова. Однако, глядя на наш минивэн на фоне Боденского озера, можно было убе­диться: причудливая форма боковых выштамповок навеяна, как утвержда­ют сами дизайнеры, узорами, которые рисует ветер на поверхности воды... Та­кая вот гармония техники и природы.

Красота по-швейцарски с японским уклоном


Stein am Rhein

ЛИХТЕНШТЕЙН И АВСТРИЯ

С противоположной, юго-восточной сто­роны Боденского озера, между Швейца­рией и Австрией, на отрогах Альп по южному берегу Рейна живет-поживает себе потихоньку одно из «карликовых» (всего 160 км2 - почти в 7 раз меньше Москвы) государств Европы - княжество Лихтен­штейн с его миниатюрной столицей Ва-дуц (где нет не только аэропорта, но даже и вокзала) и совсем уж микроскопиче­скими прочими городками и деревуш­ками. Всего пара часов езды на машине - и вы оказываетесь на его территории. Оно не может соперничать с Монако по гламуру, с Андоррой по экзотике или с Сан-Марино по его средневековому очарованию - кроме княжеского замка на горе здесь мало примечательного, но почему бы в него не заехать, если все равно по пути? И что-то (что, в частно­сти, привлекает множество туристов) все-таки в этом княжестве есть... Имен но там, кстати, Sony А55 выдала один из самых красивых за все путешествие сним­ков - в маленьком уединенном садике прямо напротив здания национального парламента

Ближайший к Лихтенштейну ав­стрийский город (каких-то полчаса езды плюс теперь уже австрийская «виньет­ка» - дающая право на передвижение по национальным автобанам и куда менее бьющая по карману, всего 8 евро за 10 дней, а за обычные дороги платить не надо) - Брегенц, раскинувшийся в Альпийском предгорье прямо на бе­регу озера Констанц, которое являет­ся частью Боденского озера. Сильно разрушенный в годы Второй мировой воды, Брегенц - во многом современный город, но и старины в нем тоже хватает, хотя более всего он известен своим опер­ным фестивалем и постановкой таких произведений, как «Тоска» великого Джакомо Пуччини на Озерной сцене -театральной площадке с местами почти на 7 тысяч зрителей, возведенной на сва­ях непосредственно над водной гладью. Впрочем, гораздо большее число людей во всем мире узнало об этом городе и его оперной славе совсем из другой «оперы»: именно на этой сцене и как раз во время исполнения бессмертной «Тоски» весной 2008 года снимались эпизоды «Кванта милосердия», последнего на сегодняш­ний день фильма «бондианы». Так что, предусмотрительно захватив с собой диск с записью музыки из фильмов о Джеймсе Бонде (который вообще во многих сериях выполнял свои благо­родные миссии в Австрии и Швейцарии) и зарядив его в CD-чейнджер автомоби­ля, в этих краях можно почувствовать себя немного агентом 007.

И, кстати говоря, если взять с со­бой в дорогу соответствующий набор компакт-дисков или МРЗ-записей, то можно, в зависимости от личных пристрастий и силы воображения, во Франции почувствовать себя немного Фантомасом, Франсуа Перреном или Жосленом Бомоном, а в Германии (да не обидятся на меня сегодняшние немцы, люди чрезвычайно доброжела­тельные!) - Штирлицем под колпаком у Мюллера... Хотя, конечно, по немецким безлимитным автобанам лучше всего гнать под что-нибудь вроде Highway Star незабвенных Deep Purple (тем более что и легендарная Smoke On The Water была и написана, и записана неподалеку -на Женевском озере). Благо аудиосистема Bose (с функцией FIX-EQ, автоматически оптимизирующей характеристики звука применительно к пространству салона), которой была оснащена наша Mazda5, позволяла в полной мере насладиться и музыкой из фильмов, и оперными ария­ми, и хард-роком.
Тут стоит вернуться к затронутой в самом начале материала теме и отме­тить, что хоть минивэн - это, конечно, не спорткар, но что касается конкретно Mazda5, этот автомобиль управляется как хороший быстрый седан, демонстри­руя отличную динамику на автобанах и совершенно не страдая раскачкой на извилистых дорогах, как это свой­ственно обычно машинам подобного типа. И после пары недель и пары тысяч километров за рулем Mazda5 можно, со­вершенно не покривив душой, признать этот автомобиль практически идеаль­ным для путешествия вообще и фото­путешествия в частности: он красив, удобен, вместителен, отлично оснащен, динамичен, приятен и надежен в управ­лении - разве что показался несколько «прожорливым», и ... Внимание, люди, будьте бдительны! Имейте при себе по старинке надежную карту и не до­веряйте слепо и безоговорочно даже самым современным навигационным системам даже в самой что ни на есть технически продвинутой Европе: порой эти системы так безбожно врут, что в лучшем случае намотаешь добрый пяток кругов по десятку-другому кило­метров в попытке попасть в требуемое место, а в худшем - еще и на крупный штраф нарвешься. Пожаловался на это представителям компании Mazda. Обе­щали разобраться и все исправить. К их чести, кстати, они всегда делают, что обещают, - уже проверено.

СНОВА ГЕРМАНИЯ

Обратная дорога пролегала в два этапа: сначала вдоль восточного, немецкого бе­рега Боденского озера до «базы» на другом его конце, а затем уже по скорост­ной трассе (вновь А5, но уже немецкой, а не французской) до Леверкузена, где предстояло завершить маршрут в точке его начала, вернув позаимствованный на время путешествия автомобиль его законным хозяевам.
Тем, для кого слова «автобан», «автомобиль» и «скорость» - не про­сто отвлеченные понятия и имеют значение не меньшее, чем «выдерж­ка», «диафрагма» и, не побоюсь этих громких слов, «баланс белого в режиме расширенного динамического диапа­зона», - порекомендую еще одно место, которое стоит посетить - не для фото­съемки, просто для души. Оно располо­жено как раз на участке автобана А5 между Дармштадтом и Франкфуртом - длинном прямолинейном участке, на котором в конце 30-х годов про­шлого столетия проводились заезды на рекорд скорости.
Проезжая километровую отметку «508», вы увидите над магистралью информационный щит с надписью Bernd-Rosemeyer-Parkplatz. На противо­положной стороне шоссе (можно перейти по мостику или развернуться на развязке неподалеку) - обычная пар­ковка с местом для отдыха. От нее чуть вперед и вглубь леса ведет тропинка, в конце которой - небольшая полянка и на ней - два памятных знака, из кам­ня и дерева. Здесь в январе 1938 года при попытке установить рекорд ско рости разбился насмерть гениальный гонщик того времени Бернд Роземайер. Его Auto Union снесло с шоссе сильным порывом бокового ветра и на недости­жимой даже сейчас скорости более 430 км/ч бросило с несколькими переворо­тами прямо на деревья, а гонщика при этом выбросило из кокпита. Какое-то время его сердце еще продолжало бить­ся, но вскоре после того, как его обна­ружил прибывший на место аварии доктор, оно остановилось. Роземайеру не было и 30 лет...
Скорость на этом участке, однако, не ограничена и поныне - каждый выжимает из своего автомобиля столько, насколько оба способны. Мы, отдав дань памяти погибшему гонщи­ку и уповая на высочайший уровень безопасности современных автомоби­лей, все же не удержались от соблазна выжать из нашей бравой «фотоколес­ницы» обещанные производителем 200 км/ч и... благополучно выжали: Mazda5 шла на этой скорости так же невозмутимо, как вчетверо медленнее «фланировала» вокруг Боденского озе­ра. После чего осталось сделать послед­нюю по пути деловую остановку в заме­чательном городе-курорте Висбадене, который часто называют Северной Ниццей, - этой обители миллионеров с ее роскошными виллами, помпезны­ми отелями, казино и потрясающе кра­сивым Русским православным храмом святой Елисаветы на горе Нероберг.
В результате мы уложились, как планировали, в неделю, успешно реа­лизовали деловую часть поездки и даже успели кое-что попутно посмотреть и поснимать как в рамках предвари­тельного теста новой «зеркалки» Sony Alpha А55, так и просто для души.

Но если не носиться по этому марш­руту подобно укушенному дикой пчелой зайцу, пытаясь совместить «протоколь­ные» дела с фотосъемкой, а проехать его не спеша, размеренно, недельки эдак за три, да еще и летом, в долгие свето­вые дни и ясные вечера, то удовольствие от такой поездки можно получить не­сравненно большее. Рекомендуем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий