Фотоаппарат - не роскошь, а средство отображения!» - странно, что Илья Ильф, будучи увлеченным фотографом, не вывел эту формулу в одной из своих с Евгением Петровым книг. Но зато этот не нуждающийся в представлениях писательский дуэт обеспечил бессмертие другой формуле: «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения!». Позже литераторы подтвердили слова делом, исколесив на автомобиле вдоль и поперек «одноэтажную Америку». С тех пор минуло уже добрых семь десятков лет, но ничего лучше фотопутешествия на автомобиле как не было, так и нет. Правда, путешествуя «на колесах» где-нибудь по Африке, Латинской Америке или экзотическим странам Азии, подвергаешься, как правило, определенным неудобствам и риску, но США и Западная Европа - подлинный рай для автомобильного фотовояжа: дороги отличные, вся инфраструктура в твоем распоряжении, и, главное, можно ехать куда глаза глядят и останавливаться в любой момент там, где они увидели что-то достойное внимания и записи на карту памяти фотокамеры. Такое путешествие по США-еще впереди, оно непременно состоится, а пока - Западная Европа от Голландии до Лихтенштейна.
Идея этого путешествия родилась действительно спонтанно. Просто по окончании работы на выставке Photokina-2010 предстояло побывать по делам еще в ряде западноевропейских городов, и часть этих поездок сами собой сложились в единый маршрут. К тому же по пути из Германии в Голландию, в бельгийской Фландрии, предстояло «перехватить» уже потрудившуюся там (см. Digital Photo №91, ноябрь 2010) новейшую камеру с полупрозрачным зеркалом Sony Alpha А55 (подробнее - на с. 26), чтобы заодно продолжить знакомство с ней.
Оставалась самая малость - собственно средство передвижения.
Таковое нашлось буквально в десятке километров от кельнской фотовыставки, в европейском пресс-парке компании Mazda, которая любезно предоставила нам новейший минивэн Mazda5 - на тот момент не успевший даже еще поступить в продажу. Признаться, минивэны зачастую вызывают большую досаду характерной для них невнятностью управления и дикой раскачкой, валкостью в поворотах, равно как и своим чересчур уж «мирным» характером. Но новая Mazda5 в первый же день убедила, что исключения из правил бывают, да еще какие! Этот автомобиль способен ехать весело, даже агрессивно и более чем внятен в своих повадках, будучи к тому же чрезвычайно удобным, словно специально созданным для осуществления подобной поездки. Просторный салон (способный вместить пятерых человек и массу багажа или еще двух пассажиров за счет дополнительного третьего ряда сидений), удобнейшие сиденья, в которых не устаешь сидеть хоть сутки кряду, мягкий ход при наличии очень удобных и полезных в плане фотосъемки сдвижных боковых дверей с электроприводами, богатое оснащение, высочайший уровень надежности и безопасности - прямо дом на колесах, да и только. Как не раз отмечали разнообразные герои наших публикаций, автомобиль все в большей степени становится столь же необходимой частью инструментария фотографа, как и, к примеру, штатив или хорошая фотосумка. Особенно когда речь идет о фотографе путешествующем. И мы лишний раз в этом сполна убедились.
ГОЛЛАНДИЯ
Одна неделя - невеликий, прямо скажем, срок, чтобы объять фотообъективом необъятное, даже если речь идет об относительно небольшой Голландии или совсем уж микроскопическом Лихтенштейне. Поэтому такой задачи и не стояло - мы просто старались запечатлеть самое интересное и привлекательное с фотографической точки зрения, что встречалось на пути следования.А матушка Европа, надо заметить, чрезвычайно благодатная в этом плане местность: несмотря на всю ее изведанность туристами и твердое понимание ими, что Лондон является столицей Парижа, здесь есть масса любопытнейших местечек помимо Эйфелевой и Пизанской башен, Биг Бена и Рейхстага с Октоберфестом вместе взятых, - если не на каждом метре, то практически на каждом километре точно. Поэтому, приехав на денек в Голландию, не стоит ломиться непременно в Амстердам с его каналами, пресловутыми кофешопами и томно воздыхающими полураздетыми девицами за витринными окнами в квартале Красных фонарей.
Мы, к примеру, посетили маленький городок Берген-на-Зоме в Северном Брабанте и деревушку Киндердейк неподалеку от Роттердама. О первом нам изначально не было известно вообще ничего, но не могли же мы проехать мимо населенного пункта с названием, столь очевидно перекликающимся (в своем оригинальном написании - Bergen op Zoom) и с родной сердцу фототематикой, и с маркой нашего автомобиля! И хотя этот древний (более 1500 лет) городок на реке Зом конечно же никак не связан ни с зум-объективами, ни с «маздовской» мантрой Zoom-Zoom, мы не прогадали: прогулялись с камерой в руках по его романтичным улочкам, полюбовались прекрасно сохранившимися и заботливо отреставрированными средневековыми строениями и удачно попали на красочный и веселый фестиваль любительских духовых оркестров на центральной Рыночной площади.
Что же касается Киндердейка (Kinderdijk), то там тон задают ветряные мельницы, которые, наряду с тюльпанами и сабо, являются своего рода визитной карточкой Голландии. А в Киндердейке их не одна-две, а - чего уж мелочиться - сразу 19! Построены они были в 1740 году как ключевая часть местной дренажной системы, а ныне включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО и являют собой чрезвычайно живописное зрелище. Жаль только, что его слегка подпортила сильно чудившая в те дни погода: было пасмурно, ветрено и дождливо, что при всех чудодейственных свойствах камеры А55 не могло не сказаться на конечном результате съемки: мельницам и каналам явно не хватало голубого неба.
В поисках которого мы отправились значительно южнее, во Францию.
ФРАНЦИЯ
В действительности попасть из Голландии во Францию, минуя Бельгию (или Германию), невозможно даже на такой замечательной машине, как Mazda5. В журнальном же репортаже мы легко попадаем из Северного Брабанта прямиком в предместье Парижа, опуская уже опубликованный ранее рассказ о красотах Бельгии. Равно как и леденящие душу подробности 500-километрового ночного перегона в условиях бесконечного ливня и с 15-минутными остановками на АЗС, дававшими возможность извлечь спички из глаз и хоть немного вздремнуть для восстановления надлежащей бодрости за рулем. Это, кстати, не пустая метафора. Бельгия и Франция - не Германия с ее безлимитными автобанами: штрафы за нарушение скоростного режима в этих странах совершенно безбожные, жандармы и полицейские очень вредные (если очень постараться, можно и за решетку загреметь), а длительное монотонное движение по почти пустой и практически прямолинейной автомагистрали в ночное время усыпляет со страшной силой! Во Франции в дневное время так и вовсе стоит предпочесть платным магистралям второстепенные бесплатные шоссе -не только из жадности, но и потому, что вдоль первых нет ровным счетом ничего интересного (кроме АЗС - никаких чудес), зато вдоль вторых - сплошь живописные деревушки, городки, замки-крепости и прочие развалины часовен. Если особо не спешишь, второй вариант однозначно интереснее.Мы, однако, убив пару дней на неизбежные дела в Париже и его окрестностях, смогли слегка отвести душу лишь в императорском Фонтенбло с его дивными садами и готическом Шартре с его великолепным кафедральным собором Нотр-Дам (тоже являющимся частью Всемирного наследия ЮНЕСКО). После чего, чтобы вписаться в график, пришлось-таки следующий, почти 700-километровый бросок в Швейцарию совершить по автомагистралям. Но чудеса, вопреки утверждению выше, все же случаются, в том числе и как на АЗС. Остановившись на одной из них, чтобы пополнить запас бензина в баке, мы с удивлением обнаружили на ее территории не только привычные кафе и магазины, но и красивейшие сливовые деревья с вкуснейшими зрелыми плодами янтарного цвета, половина которых уже лежала в траве под кронами: урожай никто не собирает, и любой путник может сорвать себе сколько угодно слив и насладиться их медовым вкусом, что мы и сделали.
Рекомендую: заправочный комплекс Total в 15 км от очень интересного города Труа в знаменитой провинции Шампань, 140-й километр трассы А5 из Парижа в направлении границы со Швейцарией (перейти по надземной галерее на другую сторону трассы). Ну, очень вкусная слива!
ШВЕЙЦАРИЯ И ГЕРМАНИЯ
Швейцария встречает въезжающих в нее на автомобилях с нешвейцарскими номерными знаками не слишком гостеприимно, требуя выложить 40 местных франков (по курсу примерно равных американскому доллару) - не в качестве некой мзды себе в карман, конечно (это в Западной Европе, в отличие от России, совершенно не практикуется, как вы знаете), а за «виньетку» - стикер на лобовое стекло, свидетельствующий об уплате налога на пользование швейцарской сетью дорог и действующий в течение календарного года (плюс месяц до и после). Эта виньетка обязательна, даже если въезжаешь на территорию Конфедерации всего на час. Швейцария вообще, как известно, страна очень дорогая. Если ты - не банкир, не олигарх, не саудовский шейх и не российский чиновник-казнокрад, то, собираясь посетить Швейцарию (неважно, по делам или для отдыха), разумнее при возможности остановиться где-то по соседству, где и проживание, и питание, и парковки, и все прочее значительно дешевле. В нашем случае совсем рядом с местом назначения проходила граница с Германией, на территории которой в уютном частном отеле в рыбацкой деревушке на северо-западном берегу Боденского озера (земля Баден-Вюртенберг) мы и обосновались.Шартрский собор Нотр-Дам - место паломничества. Каждый ищет и обретает здесь что-то свое..
Боденское озеро - Бодензее - ассоциируется в России, к сожалению, в первую очередь с трагической авиакатастрофой, произошедшей в небе над ним летом 2002 года - об этом напоминает мемориал неподалеку от городка Юбер-линген. Вообще же это одно из красивейших озер в мире - как само по себе, так и за счет окрестностей - раскиданных по берегам на фоне альпийских вершин маленьких сказочных городков и деревушек. Наиболее очаровательные и «фотогеничные» из них - на швейцарской стороне, но это понятие относительное, поскольку граница в районе северо-западной оконечности водоема настолько прихотливо изломана, проходя в том числе и прямо по населенным пунктам, что порой на протяжении всего-то 20-30-километрового маршрута (здесь все примерно на таком расстоянии) пересекаешь ее по 5-6 раз, благо недавнее вхождение Швейцарии в Шенгенскую зону позволяет делать это (при наличии «виньетки», опять же) беспрепятственно. Особо примечателен пограничный переход, соединяющий немецкий городок Гайлинген и древний (возникший еще во времена Римской империи!) швейцарский Диссен-хофен - крытый деревянный мост через Рейн (Райнбрюкке). А неподалеку еще одна достопримечательность верховьев Рейна - Райнфалль, самый большой в Европе водопад, с которым соседствуют замки Лауфен и Верт. Очень красив сам Диссенхофен, близлежащие Берлинген, Шаффхаузен, Стекборн и конечно же местная жемчужина -средневековый Штайн-на-Рейне, город необыкновенной, завораживающей красоты. Вся швейцарская «классика» -Базель, Цюрих, Берн, Женева - просто меркнет перед ней!
Старинный крытый мост Райнбрюкке, Швейцария
Что ж, когда-то, наверное, и Sony А55 станет «ископаемой», но на сегодняшний день это ультрасовременная камера с множеством полезных функций, о которых фотографы прошлого даже и не мечтали. О многих из этих функций рассказано на страницах упомянутого выше материала в рубрике «Из первых рук», а здесь упомянем еще об одном удобстве, которое очень помогало в композиционном плане на протяжении всего путешествия, -о возможности благодаря встроенному электронному уровню фиксировать непосредственно через видоискатель в процессе кадрирования линию горизонта. Молодцы японцы, да и только! Причем не только те, что из Sony, но «маздовцы» тоже: казалось бы, все эти их декларации, что в дизайне очередной новой модели использованы, к примеру, очертания самурайского меча - не более чем красивые слова. Однако, глядя на наш минивэн на фоне Боденского озера, можно было убедиться: причудливая форма боковых выштамповок навеяна, как утверждают сами дизайнеры, узорами, которые рисует ветер на поверхности воды... Такая вот гармония техники и природы.
Красота по-швейцарски с японским уклоном
Stein am Rhein
ЛИХТЕНШТЕЙН И АВСТРИЯ
С противоположной, юго-восточной стороны Боденского озера, между Швейцарией и Австрией, на отрогах Альп по южному берегу Рейна живет-поживает себе потихоньку одно из «карликовых» (всего 160 км2 - почти в 7 раз меньше Москвы) государств Европы - княжество Лихтенштейн с его миниатюрной столицей Ва-дуц (где нет не только аэропорта, но даже и вокзала) и совсем уж микроскопическими прочими городками и деревушками. Всего пара часов езды на машине - и вы оказываетесь на его территории. Оно не может соперничать с Монако по гламуру, с Андоррой по экзотике или с Сан-Марино по его средневековому очарованию - кроме княжеского замка на горе здесь мало примечательного, но почему бы в него не заехать, если все равно по пути? И что-то (что, в частности, привлекает множество туристов) все-таки в этом княжестве есть... Имен но там, кстати, Sony А55 выдала один из самых красивых за все путешествие снимков - в маленьком уединенном садике прямо напротив здания национального парламентаИ, кстати говоря, если взять с собой в дорогу соответствующий набор компакт-дисков или МРЗ-записей, то можно, в зависимости от личных пристрастий и силы воображения, во Франции почувствовать себя немного Фантомасом, Франсуа Перреном или Жосленом Бомоном, а в Германии (да не обидятся на меня сегодняшние немцы, люди чрезвычайно доброжелательные!) - Штирлицем под колпаком у Мюллера... Хотя, конечно, по немецким безлимитным автобанам лучше всего гнать под что-нибудь вроде Highway Star незабвенных Deep Purple (тем более что и легендарная Smoke On The Water была и написана, и записана неподалеку -на Женевском озере). Благо аудиосистема Bose (с функцией FIX-EQ, автоматически оптимизирующей характеристики звука применительно к пространству салона), которой была оснащена наша Mazda5, позволяла в полной мере насладиться и музыкой из фильмов, и оперными ариями, и хард-роком.
Тут стоит вернуться к затронутой в самом начале материала теме и отметить, что хоть минивэн - это, конечно, не спорткар, но что касается конкретно Mazda5, этот автомобиль управляется как хороший быстрый седан, демонстрируя отличную динамику на автобанах и совершенно не страдая раскачкой на извилистых дорогах, как это свойственно обычно машинам подобного типа. И после пары недель и пары тысяч километров за рулем Mazda5 можно, совершенно не покривив душой, признать этот автомобиль практически идеальным для путешествия вообще и фотопутешествия в частности: он красив, удобен, вместителен, отлично оснащен, динамичен, приятен и надежен в управлении - разве что показался несколько «прожорливым», и ... Внимание, люди, будьте бдительны! Имейте при себе по старинке надежную карту и не доверяйте слепо и безоговорочно даже самым современным навигационным системам даже в самой что ни на есть технически продвинутой Европе: порой эти системы так безбожно врут, что в лучшем случае намотаешь добрый пяток кругов по десятку-другому километров в попытке попасть в требуемое место, а в худшем - еще и на крупный штраф нарвешься. Пожаловался на это представителям компании Mazda. Обещали разобраться и все исправить. К их чести, кстати, они всегда делают, что обещают, - уже проверено.
СНОВА ГЕРМАНИЯ
Обратная дорога пролегала в два этапа: сначала вдоль восточного, немецкого берега Боденского озера до «базы» на другом его конце, а затем уже по скоростной трассе (вновь А5, но уже немецкой, а не французской) до Леверкузена, где предстояло завершить маршрут в точке его начала, вернув позаимствованный на время путешествия автомобиль его законным хозяевам.Тем, для кого слова «автобан», «автомобиль» и «скорость» - не просто отвлеченные понятия и имеют значение не меньшее, чем «выдержка», «диафрагма» и, не побоюсь этих громких слов, «баланс белого в режиме расширенного динамического диапазона», - порекомендую еще одно место, которое стоит посетить - не для фотосъемки, просто для души. Оно расположено как раз на участке автобана А5 между Дармштадтом и Франкфуртом - длинном прямолинейном участке, на котором в конце 30-х годов прошлого столетия проводились заезды на рекорд скорости.
Проезжая километровую отметку «508», вы увидите над магистралью информационный щит с надписью Bernd-Rosemeyer-Parkplatz. На противоположной стороне шоссе (можно перейти по мостику или развернуться на развязке неподалеку) - обычная парковка с местом для отдыха. От нее чуть вперед и вглубь леса ведет тропинка, в конце которой - небольшая полянка и на ней - два памятных знака, из камня и дерева. Здесь в январе 1938 года при попытке установить рекорд ско рости разбился насмерть гениальный гонщик того времени Бернд Роземайер. Его Auto Union снесло с шоссе сильным порывом бокового ветра и на недостижимой даже сейчас скорости более 430 км/ч бросило с несколькими переворотами прямо на деревья, а гонщика при этом выбросило из кокпита. Какое-то время его сердце еще продолжало биться, но вскоре после того, как его обнаружил прибывший на место аварии доктор, оно остановилось. Роземайеру не было и 30 лет...
Скорость на этом участке, однако, не ограничена и поныне - каждый выжимает из своего автомобиля столько, насколько оба способны. Мы, отдав дань памяти погибшему гонщику и уповая на высочайший уровень безопасности современных автомобилей, все же не удержались от соблазна выжать из нашей бравой «фотоколесницы» обещанные производителем 200 км/ч и... благополучно выжали: Mazda5 шла на этой скорости так же невозмутимо, как вчетверо медленнее «фланировала» вокруг Боденского озера. После чего осталось сделать последнюю по пути деловую остановку в замечательном городе-курорте Висбадене, который часто называют Северной Ниццей, - этой обители миллионеров с ее роскошными виллами, помпезными отелями, казино и потрясающе красивым Русским православным храмом святой Елисаветы на горе Нероберг.
В результате мы уложились, как планировали, в неделю, успешно реализовали деловую часть поездки и даже успели кое-что попутно посмотреть и поснимать как в рамках предварительного теста новой «зеркалки» Sony Alpha А55, так и просто для души.
Комментариев нет:
Отправить комментарий