среда, 6 апреля 2011 г.

ПРОВЕРКА НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ | PENTAX 645D

Эту камеру ждали давно. По со­временным меркам -даже очень давно. Более того, мало какую другую камеру ждали с таким же нетерпением, как эту. Выпуск ее замечательной пленочной предшест­венницы был прекращен в далеком уже 1997 году, а ее собственная судь­ба, начиная с 2005 года, когда впер­вые был анонсирован проект, не раз висела на волоске. Но все-таки про­шедшей весной она увидела свет! А под конец года добралась и до России, и один из первых прибывших экзем­пляров в дни Санкт-Петербургской Фотоярмарки попал в опытные руки нашего постоянного автора, извест­ного фотопутешественника Ивана Дементиевского, о чем он сам далее и расскажет.
Среднеформатные камеры фирмы Pentax - это многолетняя история и без­упречное качество. И даже подлинный культ. Легендарные и непревзойденные Asahi Ремах 67 до сих пор, уже два деся­тилетия спустя, верно служат профес­сиональным фотографам и высоко ими ценятся, не говоря уж о более поздней 645-й модели и ее еще более поздних модификациях. Но время и цифровые технологии берут свое, и появление индекса D после трех знаковых цифр -явление закономерное, хотя ждать этого действительно пришлось долго.

Надо полагать, что камера с такой родословной и столь долго доводив­шаяся до ума просто не должна иметь каких-либо серьезных недостатков. Однако, как говорится, доверяй, но про­веряй! Ну и лично мне в подтверждение поговорки про охоту, которая пуще неволи, не терпелось выяснить, как 645D работает применительно к требованиям трэвел-фотографии в частности и пей­зажной съемки вообще.
Интерес к камере, даже ажиотаж вокруг нее - просто огромный, доступ к «телу» расписан буквально по мину­там, но - спасибо сотрудникам россий­ской компании «Пентар» - мне удалось накануне представления новинки на «Санкт-Петербургской Фотоярмар­ке» получить ее в свое распоряжение на целый день и осуществить ею съемку в самом Питере и соседнем Пушкине. Вместе с самой камерой в этом блиц-тесте участвовал пока единственный разработанный специально под новую камеру и уже выпускающийся автофо­кусный (и, как заявлено, всепогодный) объектив Pentax D FA 645 55mm f/2.8. Однако к 645D подходит вся линейка оптики как от прежнего пленочного 645-го, так и, через переходник, от 67-й системы, и благодаря этому были также задействованы объективы Pentax 67 SMC Zoom 55-100mm f/4.5 и Pentax 645 SMC FA Zoom 33-55mm f/4.5 AL. Два дня «в обнимку» с D645 показали, в частности: в руках камера лежит удобно, и хотя в сравнении с пленочной 645 N11 она чуть крупнее и чуть тяжелее, неудобства это не вызывает. Хотя поносить ее на шее вместе со штатным объективом долго не получилось, все-таки это не «мыль- ница», для шеи тяжеловата. Обратила на себя внимание работа затвора - очень мягкая и тихая.

Штатный 55-миллиметровый объ­ектив работает как часы. Зум доволь­но шустрый, хотя и не так быстр, как в случае с 35-миллиметровой оптикой, но это и не удивительно, ведь камера среднеформатная. В кадрах, сделанных «пленочным» объективом 645 SMC FA Zoom 33-55mm f/4.5 AL, заметны хрома­тические аберрации, но в камере пред­усмотрена функция подавления этого эффекта, а с новым «штатником» такой проблемы вовсе не возникает. В целом же качество картинки, которую вы­дает цифровая 645-я, очень впечатляет: можно, открыв отснятый кадр, долго им любоваться и рассматривать многочис­ленные мельчайшие детали. Файлы полу­чаются тяжелыми: оригинал в формате RAW «весит» примерно 55-60 МБ, JPEG в лучшем качестве сохранения - около 20 МБ. На 16-гигабайтную карту памяти умещается где-то 175 RAW-кадров. При­чем записываются они долго, так что сразу посмотреть картинку на мониторе не получается, но продолжать съемку при этом камера позволяет. Отмечу еще одну немаловажную деталь: в камере два слота для карт памяти, что, в част­ности, позволяет записывать файлы на каждую из карт поочередно или же параллельно, прямо на ходу, резервную копию, что, по сути, освобождает от не­обходимости задействовать внешние диски-накопители, упрощая тем самым работу фотографа в и без того непростых полевых условиях.
Меню точно такое же, как у К-7, а боль­шое количество кнопок на самой камере, которые можно перепрограммировать, подстраивая под себя, позволяет сделать работу с ней очень быстрой и эффектив­ной. Если и раньше, в эру пленки, посред­ством 645NII фотографы умудрялись снимать репортажи и жанр, то теперь это делать намного удобнее и быстрее.
Изменилась сама философия съемки. При съемке на пленку с низким значени­ем ISO часто возникает необходимость в длинной выдержке, особенно когда требуется большая глубина резкости, и при зажатой диафрагме выдержка мо­жет быть длиной в несколько секунд. Как следствие, все, что в кадре двигается, не­избежно смазывается. Теперь же можно крутануть колесико изменения значения ISO и снимать, не опасаясь этого! И если прежде среднеформатная камера требо­вала вести съемку практически только со штатива, теперь достаточно поднять значение ISO - и можно работать с рук. В парке ко мне подошел мужчина, фотограф, и завел разговор про извест­ную проблему: сотрудники парка, едва завидев у него штатив, не разрешают ему снимать. Потому что до сих пор для многих несведущих в современной фотографии людей один лишь факт применения штатива в процессе фото­съемки является сигналом к тому, чтобы посчитать эту съемку профессиональной и потребовать предъявить разрешение на нее или заплатить деньги. И мне хо­рошо знаком этот ограниченный выбор: или снимать со штатива, рискуя нарвать­ся на охрану, или уйти. На сей же раз я сделал кадр с рук, и с технической точки зрения он меня вполне устраивает. Хотя чуть позже, конечно, все равно нашел ме­сто потише, поставил камеру на штатив и поснимал уже так, чтобы наверняка исключить появление в кадре «шевелен-ки». Позже вечером при просмотре фото­графий я убедился, что с этой матрицы можно получать хороший результат даже при значении 1000 ISO. А если, к при­меру, сравнивать шумы матрицы при 800 ISO и пленку такой же чувствитель­ности, то качество картинки, которое обеспечивает 645D, однозначно лучше. А по опыту съемки в экспедициях, для пей­зажа вполне хватает значения 400 ISO: картинка получается очень приличная. И выходит, что у фотографа появился теперь даже некий запас по чувствитель­ности, который он может задействовать в ситуациях, когда кадр надо сделать, как говорится, «любой ценой»: тут-то и при­годится расширенное значение 1600 ISO.

Отчасти сама собой проверилась за­явленная всепогодность D645: в течение дня температура на улице не поднима­лась выше +5°С, а с утра в Пушкине во­обще была ниже нуля, под ногами иней, поверх луж - лед. На второй день к тому же временами моросил мелкий дождь, который нисколько не помешал побро­дить с камерой по городу.
Вообще отсутствие у камеры ненуж­ного теперь сменного задника, гаран­тированная морозостойкость (до -10°С) и пылевлагозащищенность (при эксплуа­тации с соответствующими объектива­ми, и пока это только все тот же с D FA 55mm f/2.8) недвусмысленно указывают на то, что камера рассчитана в том числе и на работу в полевых условиях. А заяв­ленное количество кадров, которое она способна снять без дозарядки аккумуля­тора, более чем впечатляет (800 снимков или 440 минут воспроизведения при 23°С и 650 снимков или 380 минут при -10°С). Еще не видя этого аккумулятора, можно предположить, что он окажется никак не меньше, чем у Canon EOS IDs Mark III или Nikon D3x. Каково же было мое удивление, когда я узнал в нем ком­пактную батарею от К-7! Что и говорить, специалисты Ремах здорово поработали над энергосбережением своих камер!

Комментариев нет:

Отправить комментарий