Сначала я был очень увлечен бытовым жанром - это касалось и фотографии, и живописи. Наверное, еда как основной объект съемки стала логическим продолжением этого увлечения.
Немалую роль в выборе профессии сыграло то, что я и сам люблю готовить, хотя, к сожалению, занимаюсь этим не так часто, как хотелось бы. Признаться, я никогда не думал о том, чтобы снимать пошаговые рецепты, хотя считаю, что съемки «домашней» еды ничем не должны отличаться от съемок гастрономических изысков: те же приемы, те же хитрости, те же сложности. По сути, еда - ничем не примечательный объект для съемок. Свет, цвет, линии и композиция - вот и все, на чем стоит заострять внимание фуд-фотографу.
ТЕХНИКА ВООБРАЖЕНИЯ
Как и любое другое искусство, фотография представляет собой сочетание некоторых технических навыков и воображения. Овладеть техникой съемки под силу любому, а воображение - куда более сложная штука. Ему нельзя обучить, его нельзя объяснить. Просто все люди видят вещи по-разному. Можно сколь угодно описывать ваши впечатления от некоего объекта, но передать то, как он выглядит вашими глазами, невозможно.ЛАКОНИЧНОСТЬ
Наверное, со стороны кажется, что я работаю достаточно свободно и быстро, но, может быть, я себе это просто воображаю. Сам я никогда не обращал внимания на то, как работают другие фотографы.Абсолютно точно лишь то, что я стараюсь максимально упрощать свою работу. Много лет назад, когда я еще жил в Лондоне и большую часть времени тратил на коммерческую съемку для книжных издательств и журналов, моя работа мало чем отличалась от работы любого другого фуд-фотографа: я работал с фуд-стилистами и ассистентами и использовал огромное количество аксессуаров для съемок. Пожалуй, их было так много не потому, что мне этого хотелось, а потому, что этого требовал мой род занятий. Среди полок, заваленных съемочным реквизитом, мне было довольно неуютно: я чувствовал себя виноватым в том, что не использую большую его часть, в то время как мои ассистенты прилагают значительные усилия для того, чтобы все это найти и подготовить. Тем не менее я постепенно уменьшал использование декоративных аксессуаров в съемках, отдавая предпочтение композициям, выстроенным за счет простых линий, света и теней. Я был и остаюсь убежден, что главное в работе - выделить основной элемент в объекте съемки, или в пейзаже, или в модели и максимально его подчеркнуть, не прибегая к дополнительным ухищрениям. Кроме того, я не трачу много времени на одну съемочную сессию. Я вообще работаю очень быстро, стараюсь избегать этой «сессионности» и всячески борюсь с нарочитостью и бессмысленным использованием визуальных эффектов в фотографии. Может быть, это отложенная реакция на неестественность визуальных образов, которая была популярна в фуд-фотографии восьмидесятых, на заре моей карьеры, однако я не переношу снимки, в которых присутствуют лишние элементы, задействованные не потому, что они были необходимы, а только потому, что у фотографа была возможность это сделать.
ОТ ЛОНДОНА ДО ПАРИЖА
По моему опыту, коммерческая фотография во Франции носит гораздо более свободный характер, нежели в Лондоне. Не могу с уверенностью сказать, характеризует ли это французскую фотографию хорошо или плохо. Думаю, она просто другая.Что касается меня, то я просто получаю удовольствие от того, что могу снимать в своем стиле. В Лондоне у меня не получалось так легко и непринужденно работать. Думаю, именно эта творческая склонность к эмоциям, а не к разуму, столь характерная для французской фотографии, и делает меня, шотландца, в определенном смысле «французским» фотографом.
Кстати, работа над книжным проектом Patate (Сладкий картофель), первым из подготовленных во Франции, может смело называться моим самым запоминающимся фотографическим опытом. В рамках этого проекта я и мой соавтор объехали земной шар по 38-й параллели за семь дней. Париж Токио, Сан-Франциско и снова Париж, три привлеченных шеф-повара - все ради чистых 4 часов съемок и 6 фотографий. Эта затея изначально была безумной, да и денег на поездки мы потратили больше, чем в итоге заработали. Зато мне удалось поработать с Томасом Келлером в ресторане French Laundry, расположенном в долине Нала. Думаю, это того стоило.
Из лондонского периода творчества, в свою очередь, запомнилась первая публикация обо мне в журнале. Она была посвящена рекламной фотографии, которую я сделал для Cinzano, и в этой публикации один довольно известный и уважаемый в Лондоне арт-директор оценил мой снимок как «настоящий шедевр в плане работы со светом». Ирония была в том, что на самом деле мой уровень работы со светом на тот момент был не очень высоким. Хотя, что скрывать, я был польщен.
Но не думайте, что самое интересное осталось в прошлом, мои текущие проекты не скучнее предыдущих. Сейчас, например, я работаю над книгой, которая выйдет в свет весной в издательстве Фламмарион. Рабочее название книги - «Гастрономия и Ritz», и, как вы можете догадаться, она по священа кухне одной из самых престижных гостиничных сетей в мире. Август и большую часть сентября я провел в отеле Ritz в Париже, работая вместе с шеф-поваром Майклом Ротом и его командой. Надо ли говорить, что я получил огромное удовольствие и от работы, и от обстановки, в которой она протекала...
ОДИНОЧКА С КАМЕРОЙ
Люди творческих профессий часто с особым трепетом относятся к своим инструментам, и тут я не исключение. Для работы я использую среднеформатные камеры Area-Swiss Monolith и F-Metric, а к ним цифровой задник Jenoptic М22 - это мой повседневный набор. Для портретных съемок задействую I Iasselblad HI с задником eMotion и, хотя не очень люблю эту камеру, должен признать, что это хорошая «рабочая лошадка». Вот только хотелось бы, чтобы системных ошибок в ней было поменьше. Еще у меня есть Nikon D700 и парочка старых зум-объективов к нему. Я когда-то купил его под один из моих проектов, подразумевавший съемку в условиях плохой освещенности, но пару раз использовал и на недавних съемкахв ресторане отеля Ritz. Конечно качество изображения, которое он дает, даже рядом не стояло с тем, которое дает цифровой задник, однако есть в нем своеобразная притягательность. Я к этой камере отношусь почти как к хорошей игрушке: она слишком уж сложная, но хорошо сложенная и крепко сбитая, да к тому же довольно удобная.Из всех камер, которые я когда-либо использовал, большой любви удостоились немногие: лишь моя Area-Swiss да старый Olympus ОМ2. Мне нравилась Linhof Technika-lV, но любви с ней не вышло, потом у меня был Sinar 5x4 и 10x8, я пользовался им почти каждый день на протяжении восьми лет, но и его мне полюбить не довелось. Сейчас я заглядываюсь на Area-Swiss Rm3d, но пока не могу придумать, зачем бы она мне пригодилась. Хотя ради этой камеры я даже готов подумать о переходе на пейзажную съемку.
Завершая рассказ о технической стороне моей работы, должен от метить, что работаю я один. Долгое время к моей работе привлекались помощники, но пару лет назад мой тогдашний ассистент уехал с женой в велотур по миру, и с тех пор я одинок и не перестаю удивляться тому, как много можно сделать в одиночку. Теперь я считаю, что лучшим напарником в кулинарной съемке для меня будет сам шеф-повар, а толпа ассистентов только помешает делу. Ну, разве что они будут вести себя очень тихо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий