среда, 6 апреля 2011 г.

ТОНКИЙ ВКУС ФОТО

На волне популярности кулинарии, вдруг поднявшейся пару лет назад и до сих пор не угасшей, в интернете появилось множество кулинарных блогов. Эта мода изменила традиционный формат рецепта с текстового на иллюстрированный, и в одночасье очевидным стал факт, доселе известный только довольно узкому кругу фотографов: оказывается, снимать еду очень сложно. Начинающие повара осознали, что качество фуд-фотографии зависит отнюдь не от уровня камеры и даже оптики, посредством которой она выполнена. О таинственных факторах, обусловливающих «аппетитность» его фотографий, а заодно и о том, каково работать иностранцу во Франции, расскажет Грант Саймон, профессиональный фуд-фотограф, живущий и работающий в гастрономической столице мира - Париже.
Курочка
Как и большинство подростков, я начал думать о своей буду­щей профессии примерно в 14-15-летнем возрасте. Однажды, в 1972 году, мой учитель спросил меня о том, чем я планирую заняться после окончания школы, и о том, что меня, в принципе, интересует. Узнав, что я проявляю интерес к фотосъемке, он поинтересовался, есть ли у меня камера. Поскольку камеры у меня не было, этот добрый человек с величайшей щедростью одолжил мне свою на время пасхальных каникул. Я помню, что это был аппарат Kodak и что он был в корич­невом кожаном чехле. Кажется, он даже был с экспонометром, но тогда еще я не умел им пользоваться и определял осве­щенность в основном на глаз, по погоде. Вышло так, что за время этих каникул я отснял пару 24-кадровых черно-белых пленок, и одна из фотографий оказалась очень удачной. В некотором смысле она до сих пор является моим лучшим снимком. Тогда у меня дома появилась проявочная, и тогда же я начал печатать фотографии. А после школы я продол­жил обучаться фотографии в Napier College, где и научился особому фотогра­фическому искусству «видеть» объект.

Сначала я был очень увлечен быто­вым жанром - это касалось и фотогра­фии, и живописи. Наверное, еда как основной объект съемки стала логиче­ским продолжением этого увлечения.
Немалую роль в выборе профессии сыграло то, что я и сам люблю гото­вить, хотя, к сожалению, занимаюсь этим не так часто, как хотелось бы. Признаться, я никогда не думал о том, чтобы снимать пошаговые рецепты, хотя считаю, что съемки «домашней» еды ничем не должны отличаться от съемок гастрономических изысков: те же приемы, те же хитрости, те же сложности. По сути, еда - ничем не примечательный объект для съемок. Свет, цвет, линии и композиция - вот и все, на чем стоит заострять внимание фуд-фотографу.

ТЕХНИКА ВООБРАЖЕНИЯ

Как и любое другое искусство, фото­графия представляет собой сочетание некоторых технических навыков и во­ображения. Овладеть техникой съемки под силу любому, а воображение - куда более сложная штука. Ему нельзя обу­чить, его нельзя объяснить. Просто все люди видят вещи по-разному. Можно сколь угодно описывать ваши впечат­ления от некоего объекта, но передать то, как он выглядит вашими глазами, невозможно.

Первым источником вдохновения и стимулом воображения для меня стали морские и сельские пейзажи. В школьные годы я много времени проводил на Уэстерн-Айлс. У родителей был небольшой домик на песчаном берегу, на окраине крохотной деревуш­ки, в которой даже не было магазина. Так вот, вид из окон этого домика открывался роскошный. Подростком я, бывало, выходил из дома рано утром и просто разглядывал окружающий пейзаж, горы, море. Мне очень хоте­лось запечатлеть это все на пленку, на­столько я был воодушевлен. В то время я конечно же не думал, что природа столь положительно повлияет на мое желание творить, но сейчас очевидно, что вышло именно так.

ЛАКОНИЧНОСТЬ

Наверное, со стороны кажется, что я работаю достаточно свободно и бы­стро, но, может быть, я себе это просто воображаю. Сам я никогда не обращал внимания на то, как работают другие фотографы.
Абсолютно точно лишь то, что я ста­раюсь максимально упрощать свою работу. Много лет назад, когда я еще жил в Лондоне и большую часть време­ни тратил на коммерческую съемку для книжных издательств и журналов, моя работа мало чем отличалась от работы любого другого фуд-фотографа: я рабо­тал с фуд-стилистами и ассистентами и использовал огромное количество аксессуаров для съемок. Пожалуй, их было так много не потому, что мне этого хотелось, а потому, что этого тре­бовал мой род занятий. Среди полок, заваленных съемочным реквизитом, мне было довольно неуютно: я чувство­вал себя виноватым в том, что не ис­пользую большую его часть, в то время как мои ассистенты прилагают зна­чительные усилия для того, чтобы все это найти и подготовить. Тем не менее я постепенно уменьшал использование декоративных аксессуаров в съемках, отдавая предпочтение композициям, выстроенным за счет простых линий, света и теней. Я был и остаюсь убеж­ден, что главное в работе - выделить основной элемент в объекте съемки, или в пейзаже, или в модели и макси­мально его подчеркнуть, не прибегая к дополнительным ухищрениям. Кроме того, я не трачу много времени на одну съемочную сессию. Я вообще работаю очень быстро, ста­раюсь избегать этой «сессионности» и всячески борюсь с нарочитостью и бессмысленным использованием визуальных эффектов в фотографии. Может быть, это отложенная реакция на неестественность визуальных об­разов, которая была популярна в фуд-фотографии восьмидесятых, на заре моей карьеры, однако я не переношу снимки, в которых присутствуют лишние элементы, задействованные не потому, что они были необходимы, а только потому, что у фотографа была возможность это сделать.

ОТ ЛОНДОНА ДО ПАРИЖА

По моему опыту, коммерческая фото­графия во Франции носит гораздо более свободный характер, нежели в Лондоне. Не могу с уверенностью сказать, характеризует ли это француз­скую фотографию хорошо или плохо. Думаю, она просто другая.
Что касается меня, то я просто по­лучаю удовольствие от того, что могу снимать в своем стиле. В Лондоне у меня не получалось так легко и непри­нужденно работать. Думаю, именно эта творческая склонность к эмоциям, а не к разуму, столь характерная для французской фотографии, и делает меня, шотландца, в определенном смысле «французским» фотографом.
Кстати, работа над книжным про­ектом Patate (Сладкий картофель), первым из подготовленных во Фран­ции, может смело называться моим самым запоминающимся фотографиче­ским опытом. В рамках этого проекта я и мой соавтор объехали земной шар по 38-й параллели за семь дней. Париж Токио, Сан-Франциско и снова Париж, три привлеченных шеф-повара - все ради чистых 4 часов съемок и 6 фото­графий. Эта затея изначально была безумной, да и денег на поездки мы потратили больше, чем в итоге за­работали. Зато мне удалось поработать с Томасом Келлером в ресторане French Laundry, расположенном в долине Нала. Думаю, это того стоило.
Из лондонского периода творчества, в свою очередь, запомнилась первая пу­бликация обо мне в журнале. Она была посвящена рекламной фотографии, которую я сделал для Cinzano, и в этой публикации один довольно известный и уважаемый в Лондоне арт-директор оценил мой снимок как «настоящий шедевр в плане работы со светом». Ирония была в том, что на самом деле мой уровень работы со светом на тот момент был не очень высоким. Хотя, что скрывать, я был польщен.
Но не думайте, что самое интерес­ное осталось в прошлом, мои текущие проекты не скучнее предыдущих. Сейчас, например, я работаю над книгой, которая выйдет в свет весной в издательстве Фламмарион. Рабочее название книги - «Гастрономия и Ritz», и, как вы можете догадаться, она по священа кухне одной из самых пре­стижных гостиничных сетей в мире. Август и большую часть сентября я провел в отеле Ritz в Париже, работая вместе с шеф-поваром Майклом Ротом и его командой. Надо ли говорить, что я получил огромное удовольствие и от работы, и от обстановки, в которой она протекала...

ОДИНОЧКА С КАМЕРОЙ

Люди творческих профессий часто с осо­бым трепетом относятся к своим инстру­ментам, и тут я не исключение. Для ра­боты я использую среднеформатные камеры Area-Swiss Monolith и F-Metric, а к ним цифровой задник Jenoptic М22 - это мой повседневный набор. Для пор­третных съемок задействую I Iasselblad HI с задником eMotion и, хотя не очень люблю эту камеру, должен признать, что это хорошая «рабочая лошадка». Вот только хотелось бы, чтобы систем­ных ошибок в ней было поменьше. Еще у меня есть Nikon D700 и па­рочка старых зум-объективов к нему. Я когда-то купил его под один из моих проектов, подразумевавший съем­ку в условиях плохой освещенности, но пару раз использовал и на недавних съемкахв ресторане отеля Ritz. Конечно качество изображения, которое он дает, даже рядом не стояло с тем, которое дает цифровой задник, однако есть в нем своеобразная притягательность. Я к этой камере отношусь почти как к хорошей игрушке: она слишком уж сложная, но хорошо сложенная и крепко сбитая, да к тому же довольно удобная.
Из всех камер, которые я когда-либо использовал, большой любви удостои­лись немногие: лишь моя Area-Swiss да старый Olympus ОМ2. Мне нрави­лась Linhof Technika-lV, но любви с ней не вышло, потом у меня был Sinar 5x4 и 10x8, я пользовался им почти каждый день на протяжении восьми лет, но и его мне полюбить не довелось. Сейчас я заглядываюсь на Area-Swiss Rm3d, но пока не могу придумать, за­чем бы она мне пригодилась. Хотя ради этой камеры я даже готов подумать о переходе на пейзажную съемку.

Ну, а из применяемых аксессуаров особого упоминания достойны им­пульсные студийные вспышки, которые верой и правдой служат мне уже 30 лет.
Завершая рассказ о технической стороне моей работы, должен от метить, что работаю я один. Долгое время к моей работе привлекались помощники, но пару лет назад мой тогдашний ассистент уехал с женой в велотур по миру, и с тех пор я одинок и не перестаю удивляться тому, как много можно сделать в одиночку. Теперь я считаю, что лучшим напар­ником в кулинарной съемке для меня будет сам шеф-повар, а толпа ассистен­тов только помешает делу. Ну, разве что они будут вести себя очень тихо.

АППЕТИТНЫЙ СВЕТ И ЦВЕТ

Сложно сказать, от чего зависит снимок. Невозможно определить, что важнее: свет, цвет или объект. Думаю, главное -эмоции, которые вы вкладываете в ра­боту, и цветовая тональность, которую вы выбираете. По крайней мере, сам я ориентируюсь именно на это. Объект должен волновать вас, возбуждать ваше любопытство, стимулировать ваше твор­чество. Если этого не происходит, если вы не загораетесь при мысли о пред­стоящих съемках - игра не стоит свеч. Что касается тональности, тут я убежден в том, что правильный ее выбор позво вне конкуренции), для удаления пыли и для цветокоррекции.

СОВЕТЫ МАСТЕРА

Мне кажется, все начинающие фото­графы, вне зависимости от выбран­ного жанра, допускают одни и те же ошибки. Они слишком сильно концент­рируются на технических аспектах фотографии и делают это потому, что еще не владеют техникой свободно. Не стоит тратить время и нервы на пу­стые переживания по поводу того, что ваша работа несовершенна. Лучше сна­чала сконцентрироваться на освоении азов того жанра, которым вы решили заниматься, а затем обратить присталь­ное внимание на творческую состав­ляющую работы, тогда ваши снимки не будут выглядеть вымученно. Непосред­ственно камера - это последнее, к чему я обращаюсь во время съемок, хотя мои друзья наверняка сказали бы, что я до­вольно техничный фотограф.
Капуста
Кроме того, необходимо помнить, что использование мягкого света в фото­графии, бесспорно, украшает и девушек, и еду, однако и из этого правила тоже есть свои исключения. Снимая еду, важно передать ее текстуру и создать уже упомянутую эмоциональную окраску снимка. Концентрируйтесь на том аспекте, который заинтересовал в блюде лично вас, на том, что именно вам хочется в нем выделить. Не забывай­те хорошенько осмотреть объект перед съемкой, но не тратьте на это много времени, помните, что еда «умирает» для фотографа с каждой минутой, про­веденной под объективом»

Комментариев нет:

Отправить комментарий