Немного о чародействе
Мамы и папы часто «заколдовывают» своих детей с помощью определенных установок. Многие из них, несомненно, полезные. Например: «Никогда не садись в машину к чужим!», «Не пускай в дом посторонних!» Но забывают «расколдовать», когда требования теряют свою актуальность. Есть взрослые, испытывающие непонятную тревогу по отношению к таксистам, редко принимающие гостей. Понятно, что механизм закрепления подобных предписаний не так уж прост, и они не всегда превращаются в магические заклинания. Все зависит от эмоциональной наполненности, их важности для родителей, частоты повторений, восприимчивости малыша и его гибкости... Если жестко насаждать свои взгляды, требовать беспрекословного повиновения, подкреплять их собственными страхами и всячески демонстрировать, что мир — небезопасное место, то программирование негативного сценария пройдет довольно легко. «Мне, — рассказывает 30-летняя Ксения, — мама постоянно твердила, что нужно готовиться к трудностям, ведь к хорошему привыкнуть элементарно». С такой интроекцией ей теперь сложно наслаждаться счастьем рядом с любящим мужем, так как она все время ждет подвоха. Интроекты, взятые у собственных родителей, мы нередко ретранслируем на своих детей или, понимая, протестуем и передаем уже отрицающие установки, не осознавая, что мысли и эмоции нам не принадлежатПочему дети?
Новорожденные все впитывают (жпроецируют). Мамино молоко, начальные речевые формы, поведенческие модели. Это первичный способ контакта с миром. Но данный период, как вы понимаете, не очень длительный. И за ним следует время для критического переосмысления: учится пережевывать пишу, а потом и знания, чтобы «переварить». Ведь все, что кроха узнает, он должен иметь возможность полностью или частично ассимилировать, сделать своим (подобно пище) или отбросить. В противном случае проглоченные целиком директивы будут лежать мертвым грузом в душе и мешать нормальному развитию. И вам придется с этим смириться. Поймите: ваш опыт полезен ребенку только в том случае, если он адаптирует его под собственные потребности. А для этого Ему нужна свобода и право на отказ от ваших убежденийВредные установки
Лсд воздействием тех или иных провокаторов формиру-:-отся различные модели поведения. Малютка оказывается внутри определенного сценария и лишается возможности реализовывать свою истинную программу. Я НЕ ВАЖЕН (ОБЕСЦЕНИВАНИЕ) Невинные заявления: «Хм, неплохо нарисовал, но лучше бы математику сделал!», «У тебя одни «отлично», потому что вас в школе ничему не учат», «В нашем роду таких не было!», «Весь в папочку!», «Что ты о себе возомнил?!» — обесценивают кроху в собственных глазах. Такой ребенок либо попробует «исправиться», стремясь утолить взрослым, либо откажется от попыток что-либо доказать, зачем же ему стараться, если никак не угодить! В будущем он рискует превратиться в не-ротичного безынициативного исполнителя (угождающего или игнорирующего) или жертвенную домохозяйку. посвящающую себя «неблагодарным», либо становится бунтарем, активно протестующим против всего, что приходит извне (отказывается от понравившегося занятия, так как его навязывают).• Проанализируйте свои речевые формы. Исключите все фразы наподобие: «Это неплохо, но...», «Делай то, что я сказала!» Подумайте, что в малыше вас восхищает, и говорите ему об этом. Я НИКОМУ НЕ ДОВЕРЯЮ (МИР НЕБЕЗОПАСЕН) Посылы, что вокруг «злые дяди», «милиционеры, за-„: 'та непослушных деток», «недостойные женщины и мужчины», «люди не нашего круга», отбирают у крохи уверенность в том, что он оказался на нужной планете. Ему трудно достигать успеха, налаживать контакты, строить отношения. Лучше ведь закрыться и обороняться или надеть маску бесчувственного покорителя мира.
• Не переносите свои страхи на ребенка. Жизнь трудна? Да! Для тех, кто в это верит! А у крохи есть перспектива узнать, что мир прекрасен. Формулируйте предостережения по-другому: «Есть люди, которым плохо, ипо-"Д2 : ни поступают плохо! А есть люди хорошие...» ОПРАВДЫВАЮ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ! не желаю тебя видеть!», «Уйди!» или даже: «Вот если _: ■ ларший брат не умер...» - подсознание малый воспринимает эти фразы как требование: «Не живи! Умри!» И ребенок, которого постоянно так кодируют, чожет серьезно болеть, а может доказывать право на существование. Из таких часто вырастают невротики еще гдноготипа — перфекциописты. Все достижения в детстве с оглядкой на настоящих родителей, а во взрослом возрасте — на внутренних. Они учатся и работают на из-аос, тяжело переживают поражения и редко когда раду ются полученному результату.
• Давайте крохе возможность заниматься тем, чем он хочет (даже если это музыка, из-за которой вы когда-то мучились). Помните: он не вы и не ваше продолжение. У МЕНЯ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ (Я НЕУДАЧНИК) «Давай я сама!», «Ты не поймешь!», «Это у тебя не получится», «В нашей семье не было математиков, зато филологи хорошие! В кого ты?» — эти заключения приводят к тому, что ребенок утрачивает веру в свой ум, таланты, в способность достигать успехов. Возвращается эта уверенность к нему довольно долго. Всплески (часто невротического характера): «Я назло вам докажу!» — подчас срабатывают. Но нередко малыш предпочитает не думать, не стараться и отдавать все на откуп маме и папе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий