Как и почти все новое, фризлаит -хорошо забытое старое. Первые опыты с рисованием светом в кадре проводились еще в 20-х годах прошлого века. В этой технике работал известный американский художник-модернист Мэн Рей. В 1949 году фотограф Гьен Милли запечатлел несколько световых эскизов, выполненных Пабло Пикассо. Однако наибольшее распространение техника рисования светом получила с началом эры цифровой фотографии -благодаря появлению возможности делать, по сути, бесконечное количество пробных кадров и мгновенно оценивать результат.
Удивительно, но фризлаит подразумевает практически полное отсутствие цифровой обработки изображения. Кадр буквально пишется светом вживую. Ограничений нет фактически никаких - можно писать, рисовать, обводить и даже создавать анимацию, а то и целые фильмы. Все, что требуется от фотографа, - чувство прекрасного и предельная самоорганизация. В руках у фотографа обычный фонарик, а чтобы создать фризлайт-картину, необходимо чувствовать пространство, контролировать свои движения и конечно же много тренироваться.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
Одна из самых приятных особенностей этого жанра заключается в том, что к фототехнике требований и ограни чений здесь минимум. К фризлайту могут приобщиться практически все фотолюбители. Главное - желание, а современная техника позволит создавать фотокартины практически любой сложности без дополнительных капиталовложений. Снимать можно на любую компактную камеру, в некоторых случаях не оснащенную даже ручным режимом съемки или приоритетом выдержки. Конечно, наибольшую свободу при максимальном удобстве организации процесса предоставят аппараты со сменной оптикой (с зеркалом или без него), оснащенные крупными сенсорами и средствами ручного управления экспозицией. Не последним серьезным преимуществом таких камер перед компактами окажется тот факт, что они меньше «шумят» на выдержках длиннее секунды.Для рисования светом, как вы могли понять из нашего небольшого исторического экскурса, подойдут не только цифровые, но и пленочные фотоаппараты. Опытным путем определено, что, в то время как цифровая техника хорошо справляется с улавливанием света от движущихся источников при чувствительности 100 ISO, пленку лучше выбирать с эквивалентной чувствительностью 200-400 ISO. Великолепно получаются фризлайт-фотографии и на среднеформатной пленке.
К оптике обычно предъявляется меньше требований, чем обычно, однако стоит учитывать, что для рисования фотохудожнику нужно пространство, и наиболее востребованными будут фокусные расстояния от 18 до 50 мм. Светосильные объективы использовать можно и нужно. Дело в том, что с помощью диафрагмы фотограф имеет возможность контролировать характеристики линии, которую оставляет источник света в кадре. Если диафрагма широко открыта, линии получатся толстыми и мягкими, если прикрыта - они будут тоньше и жестче. Более того, при закрытой диафрагме точечные источники света будут иметь тонкие расходящиеся в стороны лучики - так можно рисовать звездочки; при открытой же - проще получить пятнышки. Стоит учитывать, что разные источники света по-разному отображаются в кадре. Это открывает огромное пространство для всевозможных экспериментов
АРТ-ПОДГОТОВКА
Перед съемкой необходимо установить фотоаппарат на штатив. Замечательно, если ваша камера поддерживает режим управления с подключенного к ней компьютера, - в этом случае результат виден сразу же на большом экране, да и в темноте таким образом проще менять настройки фотоаппарата.Цифровую зеркальную камеру или продвинутый компакт следует перевести в режим ручной съемки. Если имеется возможность отрабатывать выдержку «от руки» или в режиме Bulb, когда затвор открыт ровно столько, сколько нажата кнопка спуска, - выбираем именно его. В отсутствие управления с ПК или ассистента вам пригодится пульт ДУ с таймером, обеспечивающий возможность установки выдержки более 30 секунд. Диафрагма обычно прикрывается так, чтобы одновременно и художнику было комфортно перемещаться по кадру, не будучи «замеченным» матрицей, и объект съемки оказался, в конце концов, достаточно экспонирован. Правда, здесь есть секрет: даже при сильно закрытой диафрагме можно легко проэкспонировать предмет съемки, просто подсветив его в конце импульсом вспышки. Обычно время экспозиции кадра составляет 15-30 секунд. Создание же самой «долгой» картины, про которую нам рассказывали основатели проекта Freezelight.ru, заняло более 500 секунд.
На первый взгляд, одной из самых сложных задач при съемке в темноте кажется наведение резкости. Делается это на самом деле очень просто: объект съемки просто подсвечивается фонарем так, чтобы сработал автофокус. Далее фокусировка переводится в ручной режим, то есть автофокус отключается. Беспокоиться, что даже при открытой диафрагме объект окажется вне зоны резкости, не стоит - световой рисунок в любом случае останется отлично читаемым.
СВЕТОКИСТИ
Чем рисовать в жанре фризлайт - решать вам. Четкие ограничения здесь неуместны, но парой секретов основатели проекта с нами все же поделились. Самый простой и доступный на сегодняшний день инструмент - диодный фонарик из ближайшего магазина. По характеру рисунка его можно сравнить с фломастером. Одиночный диод без отражателя создаст красивую звездочку, а всевозможные «световые мечи» можно самостоятельно изготавливать из цепочек последовательно объединенных светодиодов, которым для питания достаточно всего пары пальчиковых батареек. Иногда можно задействовать воображение и создать из самых банальных вещей потрясающие источники света. Пожалуй, самое удивительное изобретение - обычная лампа накаливания невысокой мощности, патрон которой украшен новогодним елочным дождем. Эффект от такой «кисти» ни с чем не сравним, а уж разгадать, посредством чего достигнут такой эффект, ваши друзья точно не смогут!Казалось бы, один из очевидных инструментов фризлайт-фотографа -лазерная указка. На самом же деле применять ее в рисовании не очень рекомендуется, и работать с ней нужно очень осторожно. Ею ни в коем случае нельзя светить в глаза себе или ассистенту, равно как и в объектив камеры поскольку интенсивность излучения велика, и светочувствительные элементы (биологические или электронные) от этого могут выйти из строя. Причем и в том и в другом случае - необратимо.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ
Самое сложное во фризлай-те - собственно рисование. Готовых рецептов успеха здесь немного, и по большей части все зависит от собственных навыков, вырабатываемых с практикой. Тренировка, тренировка и еще раз тренировка. В работе фризлайт-фотографу очень полезен, а иногда и просто необходим ассистент. Именно он перед съемкой поможет определить на сцене, где находятся границы кадра, за которые нельзя выходить. Ассистенту со стороны проще будет понять, какая часть рисунка уже готова, а какую еще только предстоит отрисовать. Сам же художник должен четко понимать, где и что он рисует. Основная проблема заключается в том, что след от источника света фиксируется только камерой, вы же свой рисунок в процессе работы не видите. Нужно хорошо уметь контролировать и чувствовать свое тело, запоминать его положение в момент рисования того или иного фрагмента, с тем чтобы не нарушить пропорции фигуры и ее форму. Отметить начало линии можно рукой, удерживая ее на месте, с которого вы начали вести фонарем. Это поможет в рисовании замкнутых контуров. Другие части вашего тела тоже могут послужить опорными точками для создания световых фигур. Сделайте предварительный снимок себя в кадре с расставленными руками и попробуйте мысленно наложить будущий рисунок на получившееся изображение, запомнив положение линий относительно колен, плеч, головы и так далее. Большим подспорьем могут стать элементы ландшафта или предметы интерьера в кадре. Если деталей на сцене, за которые можно зацепиться, немного, то и тут вам на помощь сможет прийти вошедший в кадр ассистент. Единственное, что нужно помнить, - не стоит подолгу замирать на одном месте. На большой выдержке сенсор фотоаппарата может запечатлеть темные пятна или даже силуэты, если вы находились в одной точке слишком продолжительное время. Очевидно, что на съемку нужно надевать темные, а лучше черные вещи и избегать блестящих аксессуаров.
Одна из самых простых техник при обучении фризлайт-фотографии знакома многим по школьным урокам черчения, когда учитель просил рисовать вокруг перпендикуляра кружки разного диаметра таким образом, чтобы получилась ваза. Точно так же -вокруг воображаемого перпендикуляра, проведенного от земли - стоит рисовать и свою первую картину.
Вам может понадобиться предварительная зарисовка. Дело в том,что от забавных надписей и цветочков вы рано или поздно перейдете к более сложным картинкам, и рисовать придется уже «по бумажке», то есть по заранее подготовленному эскизу. Его сразу следует рисовать так же, как вы будете вести фонариком в кадре: одно непрерывное движение - одна непрерывная линия на бумаге.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
ОБВОДКА
Начать свои опыты в фризлайте можно с самого технически простого приема - обводки. В студии мы собрали «натюрморт» из нескольких старых чемоданов, лавочки, фонаря, старой газеты, поместив все это на кирпичный фон.Техника заключается в «прорисовке» световым лучом границ предметов и выделении их деталей. В нашем случае основу композиции обеспечили металлические уголки на углах чемоданов и ремни с клепками, придающие жесткость их конструкции. Заодно мы прокрасили лучом все грани объектов, подчеркнув их форму; для полноты картины «разожгли» фонарь, несколько раз посветив на него под разными углами, а также «пропечатали» в кадре газету.
Несколькими «штрихами», выполненными фонарем с цветным фильтром, направленным в сторону камеры, мы дополнили композицию флористическим орнаментом.
Снимок, который вы видите, получился далеко не с первого дубля, хотя это самый простой вариант техники рисования светом. Для его создания использовался всего один фонарик MagLite. Лишь изредка в кадр входил второй фотограф со вторым таким же источником, чтобы подсветить то, что забыл первый. Да и в продолжительности выдержки кадра мы были ограничены - хотелось осветить наш «натюрморт» постоянным интерьер-ным светом, не используя студийные вспышки, а значит, задерживаться на одном месте больше 15-20 секунд фотографу было нельзя.
КЛАССИЧЕСКИЙ РИСУНОК
Фризлаит-фотография может вообще не содержать никаких предметов, только световой рисунок. Но все же намного интереснее получается, если он взаимодействует в кадре с реальными объектами. На предыдущем снимке световой рисунок был вспомогательным средством, но в следующем сюжете он играет уже одну из главных ролей.Все время экспонирования художник находился в кадре, рисуя картинку. Это наиболее традиционная для фризлайта техника. Если вы хотите, чтобы объекты проявились из темноты, добавьте на сцену дополнительный постоянный источник света небольшой мощности. Рассчитайте экспозиционные параметры таким образом, чтобы они хорошо проэкспонировались и при этом выдержка позволила бы вам успеть выполнить все движения фонарем. Помните о том, что чем ярче общее освещение, тем быстрее вам придется перемещаться по сцене, чтобы вы не успели отобразиться на снимке.
Чудовище рисовалось в течение 30-40 секунд всего одним человеком -Романом Пальченковым - с одним-единственным фонарем, цвет которого был изменен с помощью голубого фильтра. Смятый гель дал фактурную многоцветную линию, которая выглядит действительно как мазок жесткой кистью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий