среда, 6 апреля 2011 г.

ФРИЗЛАИТ | ЗАМЕРЗШИЙ СВЕТ

Свет в фотографии является ключевым компонентом, но на снимке играет роль скорее служебную, обрисовывая форму объекта, выявляя его фактуру и цвет, создавая композиционный светотеневой рисунок. Фризлаит - единственный жанр фотографии, где свету воздается должное и он становится основным, а подчас и единственным предметом съемки.

Несмотря на всю «иностран-ность» термина фризлаит, прижившегося в нашей стране, корни у него самые русские. Его авторами стали Артем Долгопо-лов и Роман Пальченков, создавшие в 2008 году в «Живом Журнале» сообщество freezelight_ru, призван­ное объединить всех фотографов, увлекающихся рисованием светом, а также привлечь неофитов заняться этой необычной и увлекательной тех­никой съемки. А там, как говорится, пошло-поехало. Превращению назва­ния сообщества фактически в термин послужило и то, что его создатели хорошо поднаторели в этой технике, достигли высокого уровня мастерства и сейчас являются, пожалуй, самы­ми востребованными фотографами в России, работающими в этом жанре (подробнее об их творчестве см. Digital Photo №83, март 2010).
Как и почти все новое, фризлаит -хорошо забытое старое. Первые опыты с рисованием светом в кадре проводи­лись еще в 20-х годах прошлого века. В этой технике работал известный американский художник-модернист Мэн Рей. В 1949 году фотограф Гьен Милли запечатлел несколько световых эскизов, выполненных Пабло Пикассо. Однако наибольшее распространение техника рисования светом получила с началом эры цифровой фотографии -благодаря появлению возможности делать, по сути, бесконечное коли­чество пробных кадров и мгновенно оценивать результат.
Удивительно, но фризлаит подразу­мевает практически полное отсутствие цифровой обработки изображения. Кадр буквально пишется светом вживую. Ограничений нет фактически никаких - можно писать, рисовать, обводить и даже создавать анимацию, а то и целые фильмы. Все, что требу­ется от фотографа, - чувство прекрас­ного и предельная самоорганизация. В руках у фотографа обычный фонарик, а чтобы создать фризлайт-картину, необходимо чувствовать пространство, контролировать свои движения и ко­нечно же много тренироваться.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

Одна из самых приятных особенностей этого жанра заключается в том, что к фототехнике требований и ограни чений здесь минимум. К фризлайту могут приобщиться практически все фотолюбители. Главное - желание, а современная техника позволит созда­вать фотокартины практически любой сложности без дополнительных капи­таловложений. Снимать можно на лю­бую компактную камеру, в некоторых случаях не оснащенную даже ручным режимом съемки или приоритетом вы­держки. Конечно, наибольшую свободу при максимальном удобстве органи­зации процесса предоставят аппараты со сменной оптикой (с зеркалом или без него), оснащенные крупными сенсорами и средствами ручного управления экспозицией. Не послед­ним серьезным преимуществом таких камер перед компактами окажется тот факт, что они меньше «шумят» на вы­держках длиннее секунды.
Для рисования светом, как вы могли понять из нашего небольшого истори­ческого экскурса, подойдут не только цифровые, но и пленочные фотоап­параты. Опытным путем определено, что, в то время как цифровая техника хорошо справляется с улавливанием света от движущихся источников при чувствительности 100 ISO, пленку луч­ше выбирать с эквивалентной чувстви­тельностью 200-400 ISO. Великолепно получаются фризлайт-фотографии и на среднеформатной пленке.
К оптике обычно предъявляется меньше требований, чем обычно, однако стоит учитывать, что для рисования фотохудожнику нужно пространство, и наиболее востребо­ванными будут фокусные расстояния от 18 до 50 мм. Светосильные объ­ективы использовать можно и нужно. Дело в том, что с помощью диафрагмы фотограф имеет возможность кон­тролировать характеристики линии, которую оставляет источник света в кадре. Если диафрагма широко открыта, линии получатся толсты­ми и мягкими, если прикрыта - они будут тоньше и жестче. Более того, при закрытой диафрагме точечные источники света будут иметь тон­кие расходящиеся в стороны лучи­ки - так можно рисовать звездочки; при открытой же - проще получить пятнышки. Стоит учитывать, что разные источники света по-разному отображаются в кадре. Это открывает огромное пространство для всевоз­можных экспериментов

АРТ-ПОДГОТОВКА

Перед съемкой необходимо установить фотоаппарат на штатив. Замечательно, если ваша камера поддерживает режим управления с подключенного к ней компьютера, - в этом случае результат виден сразу же на большом экране, да и в темноте таким образом проще менять настройки фотоаппарата.
Цифровую зеркальную камеру или продвинутый компакт следует перевести в режим ручной съемки. Если имеется возможность отра­батывать выдержку «от руки» или в режиме Bulb, когда затвор открыт ровно столько, сколько нажата кнопка спуска, - выбираем именно его. В отсутствие управления с ПК или ассистента вам пригодится пульт ДУ с таймером, обеспечивающий возможность установки выдержки более 30 секунд. Диафрагма обычно прикрывается так, чтобы одновре­менно и художнику было комфортно перемещаться по кадру, не будучи «за­меченным» матрицей, и объект съемки оказался, в конце концов, достаточно экспонирован. Правда, здесь есть секрет: даже при сильно закрытой диа­фрагме можно легко проэкспонировать предмет съемки, просто подсветив его в конце импульсом вспышки. Обычно время экспозиции кадра составляет 15-30 секунд. Создание же самой «долгой» картины, про которую нам рассказыва­ли основатели проекта Freezelight.ru, заняло более 500 секунд.

Владельцам цифровых компактов можно рекомендовать следующий прием. Камера переводится в режим ночной съемки, или устанавливается сюжетная программа «Фейерверк». Во время спуска затвора объектив при­крывается рукой так, чтобы автоматике камеры показалось, что вокруг - полная темнота. Будучи обманутой, автомати­ка выставит максимально доступную длительность выдержки. Увы, у некото рых камер она составляет всего пару секунд, но даже за это время при на­личии ассистента можно нарисовать отличную картину.
На первый взгляд, одной из самых сложных задач при съемке в темноте кажется наведение резкости. Делается это на самом деле очень просто: объект съемки просто подсвечивается фона­рем так, чтобы сработал автофокус. Далее фокусировка переводится в руч­ной режим, то есть автофокус отклю­чается. Беспокоиться, что даже при открытой диафрагме объект окажется вне зоны резкости, не стоит - световой рисунок в любом случае останется от­лично читаемым.

СВЕТОКИСТИ

Чем рисовать в жанре фризлайт - ре­шать вам. Четкие ограничения здесь неуместны, но парой секретов основа­тели проекта с нами все же поделились. Самый простой и доступный на се­годняшний день инструмент - диод­ный фонарик из ближайшего магази­на. По характеру рисунка его можно сравнить с фломастером. Одиночный диод без отражателя создаст красивую звездочку, а всевозможные «световые мечи» можно самостоятельно изготав­ливать из цепочек последовательно объединенных светодиодов, которым для питания достаточно всего пары пальчиковых батареек. Иногда можно задействовать воображение и создать из самых банальных вещей потрясаю­щие источники света. Пожалуй, самое удивительное изобретение - обыч­ная лампа накаливания невысокой мощности, патрон которой украшен новогодним елочным дождем. Эффект от такой «кисти» ни с чем не сравним, а уж разгадать, посредством чего до­стигнут такой эффект, ваши друзья точно не смогут!
Казалось бы, один из очевидных инструментов фризлайт-фотографа -лазерная указка. На самом же деле применять ее в рисовании не очень рекомендуется, и работать с ней нужно очень осторожно. Ею ни в коем случае нельзя светить в глаза себе или ассис­тенту, равно как и в объектив камеры поскольку интенсивность излучения велика, и све­точувствительные элементы (биоло­гические или электронные) от этого могут выйти из строя. Причем и в том и в другом случае - необратимо.

Последнее время из всего многооб­разия осветительных приборов Артем и Роман предпочитают использовать фонари американской компании MagLite. Обычно для фотопроекта используется пара этих источников. Выбор фонарей этой марки не случаен: дело в том, что у них есть несколько полезных особенностей. Первая - воз­можность точно фокусировать луч от яркой точки до рассеянного пятна, благодаря чему разительно меняется характер рисунка. Перед съемкой каждого кадра фонарь фокусируется, согласно задумке, по ближайшей стене. Вторая особенность MagLite - возмож­ность применения фильтров, так как переднее защитное стекло легко скру­чивается и под него можно положить прозрачный фильтр любого цвета. Можно одновременно поместить два, а то и три фильтра сразу, чтобы получить различные цвета и оттенки. Секрет размещения фильтра заключается в том, что вырезать идеальную окруж­ность не нужно. Наоборот, необходимо небрежно отрезать кусочек произволь­ной формы - по размеру чуть больший, чем защитное стекло фонаря, смять его и только после этого заталкивать в фонарик. В результате подбор оттенка световой «кисти» превращается в быст­рый, а главное, простой процесс.

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ



Самое сложное во фризлай-те - собственно рисование. Готовых рецептов успеха здесь немного, и по большей части все зави­сит от собственных навыков, выраба­тываемых с практикой. Тренировка, тренировка и еще раз тренировка. В работе фризлайт-фотографу очень полезен, а иногда и просто необходим ассистент. Именно он перед съемкой поможет определить на сцене, где находятся границы кадра, за которые нельзя выходить. Ассистенту со сто­роны проще будет понять, какая часть рисунка уже готова, а какую еще только предстоит отрисовать. Сам же художник должен четко по­нимать, где и что он рисует. Основная проблема заключается в том, что след от источника света фиксируется только камерой, вы же свой рисунок в процессе работы не видите. Нуж­но хорошо уметь контролировать и чувствовать свое тело, запоминать его положение в момент рисования того или иного фрагмента, с тем что­бы не нарушить пропорции фигуры и ее форму. Отметить начало линии можно рукой, удерживая ее на месте, с которого вы начали вести фонарем. Это поможет в рисовании замкну­тых контуров. Другие части вашего тела тоже могут послужить опорны­ми точками для создания световых фигур. Сделайте предварительный снимок себя в кадре с расставленны­ми руками и попробуйте мысленно наложить будущий рисунок на полу­чившееся изображение, запомнив по­ложение линий относительно колен, плеч, головы и так далее. Большим подспорьем могут стать элементы ландшафта или предметы интерье­ра в кадре. Если деталей на сцене, за которые можно зацепиться, не­много, то и тут вам на помощь сможет прийти вошедший в кадр ассистент. Единственное, что нужно помнить, - не стоит подолгу замирать на одном месте. На большой выдержке сенсор фотоаппарата может запечатлеть тем­ные пятна или даже силуэты, если вы находились в одной точке слишком продолжительное время. Очевидно, что на съемку нужно надевать тем­ные, а лучше черные вещи и избегать блестящих аксессуаров.
Одна из самых простых техник при обучении фризлайт-фотографии знакома многим по школьным урокам черчения, когда учитель просил рисо­вать вокруг перпендикуляра кружки разного диаметра таким образом, чтобы получилась ваза. Точно так же -вокруг воображаемого перпендику­ляра, проведенного от земли - стоит рисовать и свою первую картину.
Вам может понадобиться предва­рительная зарисовка. Дело в том,что от забавных надписей и цветочков вы рано или поздно перейдете к более сложным картинкам, и рисовать придется уже «по бумажке», то есть по заранее подготовленному эскизу. Его сразу следует рисовать так же, как вы будете вести фонариком в кадре: одно непрерывное движение - одна непрерывная линия на бумаге.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ


ОБВОДКА

Начать свои опыты в фризлайте можно с самого технически простого приема - обводки. В студии мы собра­ли «натюрморт» из нескольких старых чемоданов, лавочки, фонаря, старой газеты, поместив все это на кирпич­ный фон.
Техника заключается в «про­рисовке» световым лучом границ предметов и выделении их деталей. В нашем случае основу композиции обеспечили металлические уголки на углах чемоданов и ремни с клеп­ками, придающие жесткость их конструкции. Заодно мы прокрасили лучом все грани объектов, подчер­кнув их форму; для полноты картины «разожгли» фонарь, несколько раз по­светив на него под разными углами, а также «пропечатали» в кадре газету.
Несколькими «штрихами», выполнен­ными фонарем с цветным фильтром, направленным в сторону камеры, мы дополнили композицию флори­стическим орнаментом.
Снимок, который вы видите, полу­чился далеко не с первого дубля, хотя это самый простой вариант техники рисования светом. Для его создания использовался всего один фонарик MagLite. Лишь изредка в кадр входил второй фотограф со вторым таким же источником, чтобы подсветить то, что забыл первый. Да и в продолжи­тельности выдержки кадра мы были ограничены - хотелось осветить наш «натюрморт» постоянным интерьер-ным светом, не используя студийные вспышки, а значит, задерживаться на одном месте больше 15-20 секунд фотографу было нельзя.

КЛАССИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Фризлаит-фотография может вообще не содержать никаких предметов, только световой рисунок. Но все же намного интереснее получается, если он взаимо­действует в кадре с реальными объек­тами. На предыдущем снимке световой рисунок был вспомогательным сред­ством, но в следующем сюжете он игра­ет уже одну из главных ролей.
Все время экспонирования худож­ник находился в кадре, рисуя картин­ку. Это наиболее традиционная для фризлайта техника. Если вы хотите, чтобы объекты проявились из темноты, добавьте на сцену дополнительный постоянный источник света небольшой мощности. Рассчитайте экспозицион­ные параметры таким образом, чтобы они хорошо проэкспонировались и при этом выдержка позволила бы вам успеть выполнить все движения фонарем. Помните о том, что чем ярче общее освещение, тем быстрее вам при­дется перемещаться по сцене, чтобы вы не успели отобразиться на снимке.
Чудовище рисовалось в течение 30-40 секунд всего одним человеком -Романом Пальченковым - с одним-единственным фонарем, цвет которого был изменен с помощью голубого фильтра. Смятый гель дал фактурную многоцветную линию, которая выгля­дит действительно как мазок жесткой кистью.

ЧЕЛОВЕК В КАДРЕ

Фотографировать людей одновременно с рисованием светом не так уж и слож­но, как кажется на первый взгляд. Для начала сделайте пробные кадры с импульсным светом при исполь­зовании выдержки синхронизации (1/160-1/250 с в зависимости от каме­ры). Постройте освещение, добейтесь правильного соотношения мощностей импульса, а затем установите вы­держку, необходимую для рисования, не меняя размера отверстия диафраг­мы и значения светочувствительности. Рецепт успеха здесь - неподвижность модели. Девушке на нашем снимке пришлось не шевелиться в кадре в те­чение минуты, пока вокруг нее созда­вался орнамент. Так что от фотографа и модели требуется сначала выверить позу, убедиться, что находиться в ней вполне удобно, и только после этого приступать к рисованию светом.

По технике эти кадры не отлича­ются от фотографии с мишкой и чу­довищем. Снова всего один художник рисует абстрактные образы фонарем, направленным прямо в камеру. Цвет фонаря изменяется фильтрами (на этот раз двумя, скомканными друг с другом). «Бриллианты», которые можно увидеть в кадре, - не что иное, как на мгновение зажженный фона­рик. Правда, кроме MagLite здесь ис­пользовался еще один инструмент - са­модельная световая плеть из диодных ламп. Она включалась и выключалась в процессе вращения, создавая поло­сатые лучики вокруг модели. В конце экспонирования, когда художник вы­шел из кадра, мы дали «залп» из сту­дийной вспышки

Комментариев нет:

Отправить комментарий